Магнитное эхо: Поле повсюду

Получено новое подтверждение существованию чрезвычайно слабого, но пронизывающего всю Вселенную магнитного поля, возможно, появившегося вместе с самим мирозданием.
Магнитное эхо: Поле повсюду

Еще в 1960-х было сделано, без преувеличения, эпохальное открытие — обнаружение микроволнового фона, реликтового излучения, оставшегося своего рода «эхом» Большого Взрыва (читайте о нем, например, в статье «Крик новорожденной Вселенной»). Новая находка обещает стать почти такой же важной — возможно, ученым удалось зафиксировать еще один след, который оставило рождение мироздания в современности. Очень слабое магнитное поле, пронизывающее всю Вселенную.

Такие выводы сделали исследователи, изучавшие снимки сверхмассивных черных дыр, образующих активные центры большинства достаточно крупных галактик. Черными эти объекты, весящие порой в миллиарды солнц, отнюдь не предстают. Поглощая все, что подвернется под руку — облака газа и пыли, планеты и звезды и даже черные дыры помельче, они ускоряют эту материю и сияют во всем диапазоне, от радиоволн до жестких гамма-лучей, на околосветовой скорости выбрасывая частицы излучения мощными джетами.

Этим колоссальным объектам и посвящено новое исследование работающих в США астрономов Шинчиро Андо (Shin'ichiro Ando) и Александра Кусенко, которые провели анализ снимков сверхмассивных черных дыр, полученных орбитальным гамма-телескопом Fermi. Искали же ученые нечто необычное, свидетельства существования «первичного» межгалактического магнитного поля.

Если это поле, о котором до сих пор рассуждали лишь гипотетически, действительно пронизывает Вселенную, обнаружить его чрезвычайно сложно — хотя бы потому, что оно исключительно слабо. Но оно может быть замечено на джетах заряженных частиц, которые испускают сверхмассивные черные дыры. Это магнитное поле должно рассеивать небольшую долю высокоэнергетических фотонов и делать их снимки более размытыми, чем можно было бы ожидать.

Эффект этот чрезвычайно слаб и на отдельно взятом снимке определить его невозможно. Поэтому Кусенко и Андо пришлось скомбинировать данные по 170-ти сверхмассивным черным дырам в единое композитное изображение. А в качестве «идеального варианта» — проделать то же на компьютерной модели, которая выдала картинку, которая должна была бы получиться в результате. Результат оказался неожиданным — и вместе с тем давно ожидаемым: картинки не совпали. Реальный снимок вышел заметно более размытым (взгляните на иллюстрацию слева).

Тщательный анализ несовпадений между теоретическими и реальными данными подтвердил: нечто в безбрежном пространстве, которое разделяет черную дыру и датчики гамма-телескопа Fermi действительно, хотя и чрезвычайно слабо, рассеивает часть фотонов. Расчет показал, что соответствующая этому сила магнитного поля действительно очень мала, составляя порядка одной квадриллионной магнитного поля Земли. Осталось понять, откуда это поле берется.