Вообще, с поисками братьев по разуму сегодня ситуация противоречивая. С одной стороны, ясно, что первоначальные надежды быстренько найти сигнал и вступить в контакт были чересчур наивными. С другой же — современные технологии позволяют вести поиск, теоретически, намного эффективнее. А главное, обнаружение уже сотен далеких планет питает новые надежды на то, что мы не одиноки во Вселенной.
Как же решить проблему того, что технологии других разумных форм жизни могут быть существенно отличными от наших? Возможно, если иная цивилизация стоит на более высоких, чем мы, ступенях развития, она сама будет вести поиски сигналов. Соответственно, надежнее может не прислушиваться к небесам, а первым подать голос? Подобные проекты понемногу реализуются — мы подробно писали о них в заметке «Достучаться до небес».
В 2008 г. гавайский астрофизик Джон Лирнд (John Learned) предложил для этого особенно перспективный способ — использование нейтрино. Эти легкие частицы практически не взаимодействуют с веществом и способны легко проникать повсюду. Они преодолеют всю толщу Земли, не заметив ее: по оценкам ученых, длина свободного пробега отдельного нейтрино составляет величину порядка сотни световых лет. Пока что мы не обладаем технологиями для создания подобного излучателя и энергией для его работы. Но — снова вернемся к «прослушке» — у нас имеются детекторы нейтрино. Если они обнаружат несколько частиц, приходящих с одного направления и с одинаковой энергией, тут будет о чем задуматься.
В другой своей статье в качестве источника сигнала Лирнд предлагает рассматривать целые звезды. Он приводит в пример пульсирующие звезды класса цефеид. Светимость их довольно точно периодически меняется, на манер космического маяка. Если некая мега-цивилизация овладела достаточной энергией, она сможет в нужные моменты «накачивать» такие звезды, нарушая строгую периодичность их расписания и создавая мощный пульсирующий сигнал для межзвездной связи. Поэтому Лирнд предлагает внимательнее изучить поведение цефеид: возможно, некоторые из них уже действуют в качестве таких передатчиков.
Словом, путей для научно обоснованной фантазии здесь слишком много. Как сказал тот же Пол Горовиц, «хотелось бы держать разум открытым — но так, чтобы мозг все-таки не взорвался». Да и вообще, совершенно неясно, насколько стоит идти на поиски, а тем более — контакт с иными формами жизни. Кто знает, насколько могущественными и дружелюбными они окажутся.