Антраценовый космос: Органика в пространстве

В районе созвездия Персей найден антрацен, самая сложная органика, когда-либо обнаруженная на просторах открытого космоса.
Антраценовый космос: Органика в пространстве

О находке сообщили ученые из испанского Института астрофизики на Канарах (IAC), которые сумели обнаружить в межзвездном пространстве антрацен — сложное органическое соединение, состоящее из целых 3-х сопряженных ароматических колец. В живой природе различные его производные распространены довольно широко; к примеру, целебные противовоспалительные свойства алоэ обусловлены антрахиноном, окисленной формой антрацена.

До сих пор антрацен удавалось находить максимум в составе метеоритов, но никогда — в открытом космосе. Возможно, находка эта прольет свет на небиологические механизмы образования органических веществ во Вселенной.

Наличие антрацена показано в плотном газопылевом облаке, расположенном по направлению к звезде Cernis 52 в созвездии Персей, примерно в 700 световых годах от Земли. Вдохновленные открытием, астрономы намерены теперь поискать в этой же области и другую интересную органику — прежде всего, аминокислоты. Тем более что с точки зрения химии причин этому достаточно: под воздействием обыкновенного ультрафиолетового излучения антрацен может реагировать с водой и аммиаком с образованием не только различных аминокислот, но и других критически важных для жизни соединений.

Кстати, пару лет назад эта же команда в этой же области пространства обнаружила и другую молекулу — нафталин (мы писали об этом в заметке «Персей в нафталине»). Теперь можно довольно уверенно сказать, что этот регион активного звездообразования является еще и областью особенно активной добиологической органической химии. Более того, есть все основания считать, что значительная часть «исходного материала» для появления жизни вполне могла образоваться прямо в космосе, задолго до ее зарождения и развития.