Сверхглобальное потепление: Скоро будет жарко

Глобальное потепление может оказаться куда глобальнее, чем казалось. По новым данным, примерно через сотню лет оно ждет всю Солнечную систему, которая в своем движении войдет в облако горячего межзвездного газа.
Сверхглобальное потепление: Скоро будет жарко

Как сегодня известно всем, космическое пространство вовсе не пусто. В разных направлениях и на разных скоростях носятся в нем различные частицы. Например, ионизированные частицы солнечного ветра, получив от Солнца первоначальный импульс, на скоростях до 1200 км/с устремляются в пространство, нередко покрывая расстояния в 10−15 млрд км. По крайней мере, там эти частицы были зарегистрированы дальними зондами Voyager, которые к настоящему моменту достигли самой границы Солнечной системы. Места, где солнечный ветер, теряя энергию, начинает сдаваться под напором космических лучей. Тут кончается наш звездный дом и начинается дальний космос.

В этой области противоборства двух мощных потоков частиц происходит масса интересного. Например, излучение, которое порождает столкновение частиц. Или — такая интересная ее особенность, как несимметричность, впервые показанная теми же зондами Voyager. Граница Солнечной системы не сферична, как будто нечто неравномерно давит на нее извне. Поиски причины этой асимметрии стали одной из задач стартовавшей пару лет назад миссии IBEX, о запуске которой мы уже рассказывали («Пограничник на орбите»). Зонд должен, как аккуратный ботаник, собрать коллекцию всевозможных частиц, прилетающих от границы Солнечной системы, идентифицировать их характеристики, определить траектории, энергию и так далее.

Сам по себе IBEX уже принес очередную загадку, обнаружив у самого края Солнечной системы странную «ленту», вытянутую область, активно испускавшую частицы, которая пролегает как раз между направлениями полета зондов Voyager. До сих пор объяснить, что это такое, не удается, хотя высказывается предположение о том, что здесь происходит отражение частиц солнечного ветра магнитным полем галактики (читайте: «Отражение ветра»).

А недавно группа астрономов выступила с новой гипотезой. Тут надо сказать, что в настоящее время Солнце и все его планеты движутся сквозь так называемое Местное межзвездное облако (ММО), область сравнительно низкой плотности, в которую мы вошли где-то между 40 и 150 тыс. лет назад и которую покинем примерно через 10−20 тыс. лет. Так вот, по мнению Дэвида МакКомаса (David McComas) и его коллег, странная «лента», зафиксированная зондом IBEX, является результатом взаимодействия ММО, в котором мы находимся, с раскаленными остатками от взрыва сверхновой. По их данным, столкновения между нейтральными атомами водорода, из которых в основном состоит ММО, с высокоэнергетическими протонами, разлетающимися после взрыва.

Само по себе облако частиц-остатков сверхновой (а скорее всего, нескольких сверхновых), сквозь которое мы движемся, не является открытием. Астрономам оно известно под названием Местного пузыря, и, насколько мы знаем, Солнце движется в нем уже последние 5−10 млн лет. Местное межзвездное облако — лишь небольшая область низкой плотности в этом пузыре.

Как считает МакКомас и его команда, наличие «ленты» — признак того, что разреженная и сравнительно прохладная область ММО заканчивается быстрее, чем считалось, и мы снова приближаемся к ничем не разреженным регионам Местного пузыря. Температура здесь на несколько порядков выше, чем в ММО, — а значит, нас ждут горячие деньки. Впрочем, как это скажется на земном климате, сказать пока что невозможно.