Ученые-эволюционисты подтвердили подозрение о том, что современный кинематограф скрыто обращается к самым базовым инстинктам человека — в частности, к внутренним механизмам стрессовой реакции на опасность.
Киноинстинкт: Шум и крики

Чтобы манипулировать переживаниями, стимулировать ощущение опасности, вовлеченности — или наоборот, снижать накал — звукорежиссеры, вольно или невольно, но весьма умело пользуются техникой «нелинейной вокализации» (non-linear vocalisation).

Распространенная среди наземных позвоночных «нелинейная вокализация» охватывает такие звуки, как визг, пронзительные крики (например, плач младенца или возглас предупреждения об опасности), которые характеризуются повышенной громкостью и резкостью. Со «звуковой» точки зрения эти характеристики делают звуки ясно выделяющимися для слуха на фоне обычного, как правило, низкочастотного, шума. Именно поэтому люди и животные используют примерно одинаковые структурно предупредительные сигналы для срочного привлечения внимания своих сородичей.

Именно эту особенность звукового сопровождения кинофильмов исследовали американские биологи-эволюционисты во главе с Дэниелом Блюмштейном (Daniel Blumstein). Для начала они составили список из 102-х самых популярных лент западного кинематографа (отбор велся по результатам голосования пользователей крупнейших киносайтов — в частности, по данным IMDB Top250). Из этих 102-х фильмов 24 можно отнести к приключенческому жанру, 35 — к драмам и мелодрамам, 24 — к триллерам и фильмам ужасов, а оставшиеся 19 — к фильмам о войне.

Из каждого фильма ученые выделили наиболее культовую сцену, а из сцены — звуковые эффекты и музыкальное сопровождение, если таковое находилось. Эти данные были пропущены через компьютерную программу, которая выделяла все звуки, резкие изменения частоты и громкости.

Таким путем было показано, в частности, что приключенческие ленты активно используют резкие мужские крики, а «ужастики» — множество различных внезапных криков при минимуме фоновой музыки. Военные фильмы выделялись резкими перепадами громкости, а драматические — низкочастотный шум при небольших флуктуациях громкости и более активном использовании музыкального сопровождения, чем у других жанров.

Ученые пришли к очевидному выводу о том, что звукорежиссеры — сознательно или нет — манипулируют структурой звука, имитируя «нелинейную вокализацию» предупредительных сигналов. Что, на наш взгляд, неудивительно — хотя бы потому, что в самых драматических сценах, которые анализировала команда Блюмштейна, герои обычно переживают опасные коллизии, о которых и сообщают друг другу естественными криками и воплями.

Кстати, мы как-то писали о новой технологии анализа мозговой активности, которая позволит создавать блокбастеры, окончательно «сносящие крышу» зрителям — читайте заметку «Нейромаркетинг».

По информации PhysOrg.Com