К Венере в гости: Все тайны небесной красавицы

В пятницу с японского космодрома Танегасима к Венере отправлена новая исследовательская миссия. Она поможет лучше узнать нашу прекрасную соседку с ее скверным характером. Тем более что тайн у нее, как у всякой красавицы, предостаточно.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Имя зонда Akatsuki переводится, в общем-то, традиционно для космических миссий — «Рассвет». Он должен был стартовать с космодрома Танегасима еще в понедельник, но плохие погодные условия вынудили отложить запуск на сутки. Кстати, на борту той же ракеты-носителя H-2A в космос отправились и несколько других небольших аппаратов, в том числе и амбициозный «солнечный парус», который должен быть испытан на орбите.

Один из занятых на проекте Akatsuki ученых, Такеши Имамура (Takeshi Imamura) называет зонд первой межпланетной метеорологической миссией — основной задачей его является именно исследование венерианской погоды.

Имамура рассказывает: «Когда мы сможем объяснить происходящее на Венере, мы лучше поймем и нашу планету. К примеру, узнаем все особенности, обусловившие наличие здесь обширных водных океанов — а может, и появление жизни». Действительно, некогда вполне похожая на Землю, Венера превратилась в очень (очень!) негостеприимное место, с непрекращающимися грозными извержениями, серными ливнями и удушливой атмосферой (читайте: «Венера в глубину»). Ученых весьма интригует это безрадостное, в общем-то, превращение: что стало его причиной? Возможно ли такое у нас?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хранит Венера и другие тайны — например, суперротацию ее атмосферы, которая вращается намного быстрее, чем сама планета. Скорость движения плотных облачных масс достигает 360 км/ч, они делают полный оборот за 4 земных дня — тогда как период обращения планеты составляет 243 дня. Об одной гипотезе для решения этой загадки мы писали в заметке «Природа ветра». Справедлива она или нет, четкой и всеобъемлющей модели венерианского климата, которая объясняла бы и суперротацию, сегодня не существует. Попытки просто взять процессы, происходящие у нас, на Земле, и перенести в условия Венеры, ни к чему не приводят. Возможно, понять это помогут бортовые ИК-датчики зонда Akatsuki, которые смогут детальнее исследовать движение облачных масс — и заглянуть под них, вплоть до поверхности планеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но Такеши Имамура заявляет, что команда его готова и к большему, к чему-то совершенно неожиданному, что оставит больше вопросов, чем даст ответов. «Мы будем приятно удивлены такой находкой, — говорит ученый, — которая станет еще большей загадкой, чем суперротация».

По крайней мере, одна такая есть на счету европейской миссии Venus Express, работающей с 2005 г. Этот аппарат наблюдал в атмосфере Венеры настоящие грозы с молниями — хотя по всем расчетам, ничего подобного здесь происходить не может. Надо понимать, что молнии требуется значительный накопленный электрический заряд, который в земной атмосфере появляется на взвешенных в туче каплях влаги и кристаллах льда. Но венерианские облака состоят из серной кислоты, где ничего подобного не должно наблюдаться. Загадка эта пока не имеет решения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одна интересная деталь нашей соседки тоже скрыта в ее облаках. Это области, особенно сильно поглощающие в синем и УФ-диапазонах. Это довольно высоко насыщенные энергией частоты, так что именно здесь поглощается едва ли не половина всей энергии солнечных лучей, падающих на Венеру. Соответственно, именно эти области должны играть ключевую роль в том, что планета так сильно разогрета — до температуры около 460О С. Но что это за области, с чем связана их поглощающая особенность, пока тоже непонятно.

Или вот такой факт. В 2007 г. две трети южного полушария Венеры внезапно покрыла плотная сверкающая дымка — а через несколько дней так же неожиданно рассеялась. Что это было? Никто не успел даже толком исследовать это странное явление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И вообще — по расчетам, из атмосферы Венеры частицы должны постоянно «утекать» в космос, да так, что от соединений серы за 10−30 млн лет ничего не должно остаться. Выходит, атмосферу нечто постоянно накачивает новыми частицами. Считается, что это действующие вулканы, но ведь в конце концов, из-за плотной пелены облаков никому и никогда не удавалось увидеть ни одного венерианского вулкана!

Словом, зонду Akatsuki есть, чем заняться. В отличие от европейского зонда Venus Express, орбита которого пролегает над обоими полюсами планеты, охватывая максимальную площадь, этот аппарат будет действовать более «точечно», выйдя на эллиптическую орбиту над экватором Венеры, на высоте от 300 до 50 тыс. км. Это позволит ему концентрировать свое внимание на нужных частях атмосферы в течение нескольких часов без перерыва.