Футбольное поле темной материи: Польза линз

По новым данным, распределение гало темной материи вокруг галактик чем-то напоминает футбольные поля: «где-то густо, где-то – пусто», вытянуто и почти что плоско.

Темная материя — загадочная субстанция, не вступающая с нашей обычной материей ни в одно из фундаментальных взаимодействий, помимо гравитационного. Несмотря на всю загадочность, считается, что во Вселенной ее где-то в 4,5 раза больше (по массе), чем обычной материи, и именно она невидимой рукой своей гравитации направляет процессы самого крупного масштаба — такие, как образование и эволюция галактик и их скоплений.

В самом деле, довольно давно было показано, что если исходить лишь из массы видимого вещества и уравнений Ньютона, галактики недостаточно тяжеловесны, чтобы их притяжение могло противостоять центробежным силам, возникающим из вращения звезд, газа и пыли. Даже сверхмассивных черных дыр, которые расположены в активных центрах некоторых галактик, недостаточно. А значит, галактики должны быть нестабильны, и уж точно недостаточно плотны, чтобы где-то на их просторах материи оказалось достаточно для формирования звезд.

Именно поэтому в 1970-х астрономы выдвинули весьма смелую гипотезу о существовании ненаблюдаемой никак иначе, кроме как через гравитацию, темной материи. Косвенно, через те же наблюдения траекторий звезд и расчеты соответствующих гравитационных сил, ее существование кажется очевидным.

Но с другой стороны, никто, никогда и никаким достоверным образом не зафиксировал непосредственно темную материю или составляющие ее частицы. О некоторых неудачах в этой области мы писали в заметках «Проблемы эксперимента» и «Темная история». Впрочем, это не означает, что нельзя использовать другие методы непрямого исследования темной материи.

Так, группа японских астрономов во главе с Масамуне Огури (Masamune Oguri) обратилась к такому известному явлению, как гравитационные линзы. Предсказанные еще Эйнштейном исходя из Общей теории относительности, и блестяще подтвердившиеся затем в реальных наблюдениях, гравитационные линзы представляют собой массивное тело (или группу тел), которые своей гравитацией искажают путь проходящего поблизости излучения.

Используя мощь 8,2-метрового зеркала телескопа Subaru, Огури с коллегами рассматривали скопления темной материи, как гравитационные линзы — и оценили степень искажения, которые они вносят в траекторию излучения, приходящего к нам от 18-ти скоплений галактик, расположенных примерно в 3 млрд световых лет от Земли.

По оценке ученых, каждое из этих гигантских скоплений, насчитывающее тысячи галактик, несет и значительные количества темной материи. И материя эта образует структуры, напомнившие Огури с коллегами футбольные поля: примерно вдвое больше по одной из сторон, причем — что особенно интересно — независимо от формы самого скопления галактик, в котором темная материя находится.

По мнению Огури, такая картина подтверждает, что распределение темной материи сегодня было определено едва ли не полностью еще во времена Большого Взрыва и инфляционного расширения Вселенной, и что последующее взаимодействие с обычной материей мало изменило эту картину.

derioleg
derioleg 01 Мая 2010, 16:05
Тут по случаю нашел на Грани.Ру привожу выдержку:-"Ученые подозревают, что большая часть темного вещества все же представляет из себя крошечные частицы, которые вот-вот обнаружат. Двух основных кандидатов называют аксионами (axions) и нейтралино (neutralinos). Безотносительно к тому, что они из себя представляют, такие частицы должны взаимодействовать гравитационно с "правильным" веществом, потому что иначе трудно объяснить те высокие скорости, с которыми звезды двигаются вокруг галактических центров. Однако, частицы темного вещества, вероятно, не участвуют в электромагнитных взаимодействиях. Они не излучают и не отражают свет, это и объясняет, почему они до сих пор не были замечены. "Это представляет собой какую-то разновидность экзотической частицы, что-то пока недоступное нам," - говорит Чун Пэйма. "
derioleg
derioleg 01 Мая 2010, 13:05
Темная материя по сути что это? некоторые говорят протовещество - имеющее низкую активность и потому низкую излучающую способность потому и он не обнаруживается - не видится нами впрямую. Оценить его концентрацию мы можем только по косвенным влияниям массы в виде гравитационных линз обнаруженных учеными. фактически данная материя может рассматриваться как небарионная но имеющая схожую суть но низкую энергетическую активность... Я не специалист в этой области это только гипотеза. Надеюсь на комментарии Лейтенанта Немо.
pahanh512