Денежный вопрос: сколько чаевых принято оставлять в разных странах

Тема чаевых — частая причина холивара между теми, кто против дополнительной денежной благодарности за какую-либо работу и теми, кто считает чаевые знаком приличия, внимания или поддержкой людей с более низкими зарплатами.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы в CloudPayments придерживаемся мнения, что чаевые делают мир лучше и эмпатичнее. Ведь благодарность рублем — это хороший способ сказать «спасибо» человеку за качественную работу.

Независимо от мнения конфликтующих сторон, культура чаевых во многих странах сформирована давно. И, к счастью, активно развивается в России.

Мы покопались в традициях разных стран и рассказываем, почему в США самый высокий процент чаевых, на что могут обидеться японцы, почему в Северной Европе чаевые меньше, чем в Восточной, что могут оставлять вместо чаевых в Москве и почему регионы бывают щедрее. Разберемся по порядку.

США

Чаевые для американцев — такая же неотъемлемая часть культуры, как фастфуд. К слову, чтобы прочувствовать великодушие американцев, представьте, что даже в «Макдоналдсе» они оставляют чаевые. США — рекордсмен по чаевым, здесь мы наблюдаем самый высокий процент, который доходит до 50% от суммы счета. Но почему они такие щедрые? Дело в том, что во многих штатах, например, в Вирджинии, владельцы ресторанов часто не платят фиксированную зарплату официантам и те получают столько, сколько смогут заработать «чаем». Такая система призвана мотивировать персонал лучше работать. Ведь зачастую официантами подрабатывают студенты, которые узнают таким образом настоящую цену деньгам. Хотя культура чаевых не ограничивается кафе и забегаловками. Американским таксистам тоже принято оставлять чаевые — 15-20% от суммы заказа. Горничным в отелях и портье — 2-3 доллара в день, столько же примерно получит курьер или доставщик пиццы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Северная Европа

На территории Европы действуют разные «правила» относительно чаевых. На севере — в Германии, Австрии, Нидерландах — принято оставлять сравнительно немного, всего 5-10% от счета, и то на усмотрение клиента. При этом есть несколько способов, как это сделать: можно округлить счет в момент оплаты или оставить 1-2 евро на столе. Однако, чтобы никого не обидеть, лучше оставлять не россыпь мелких центов, а 1-2 евро монетой. На чай также принято оставлять таксистам, сборщикам мебели и парикмахерам, если их работа была на высоте.

Южная и восточная Европа

На юге — в Испании, Италии и на востоке — в Чехии, Хорватии чаевые будут чуть выше, чем на севере, и составят 10-15% от счета. В заведениях, которые находятся в туристических местах, чаевые могут быть включены в счет. В курортных Болгарии, Греции или Черногории персонал может даже выпрашивать «чай» и быть недовольным, если клиент проигнорирует этот момент. Что неудивительно, ведь чем больше бармены, официанты, отельные работники, гиды или прокатчики водных развлечений заработают за сезон, тем благополучнее они будут жить в остальное время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франция

Французы в вопросах чаевых стоят особняком. Все потому, что у них действует закон о налогообложении, который требует включать в счет стоимость обслуживания (10-15% от суммы). Сюда входит оплата услуг официанта и стоимость welcome-«корзины» (хлеб, масло, вода), которую подают каждому гостю. Хотя это не мешает оставить несколько евро сверх положенных — во всяком случае никто не оскорбится такому жесту. Чего не скажешь о жителях следующих стран.

Япония, Корея, Сингапур

На дальнем-дальнем востоке живут гордые-гордые люди, где скромность и трудолюбие в почете, а чаевые считаются скорее оскорблением, чем жестом благодарности. Якудзы, конечно, не объявят вас в розыск за эту оплошность. Но тот, кому вы оставили чаевые, скорее всего, их вернет, да еще и приправит лекцией о их неуместности. Безусловно, западная культура проникает в эти страны и оставляет свой след. Поэтому в не традиционных, западных отелях за подобную «ошибку» на вас косо не посмотрят.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Великобритания

В Англии тоже действуют аутентичные законы. Например, не стоит оставлять чаевые в пабе на столе — это неприлично. Но и совать их бармену тоже неправильно. Лучше предложить ему что-нибудь выпить, и, если вдруг он не хочет, позволить ему включить стоимость напитка в ваш счет. В остальных случаях — после ужина в ресторане, поездки в такси или экскурсии с гидом можно округлить счет или оставить пару фунтов сверху.

ОАЭ

Тут тоже интересная ситуация, обратная Франции — местный закон запрещает в Дубае добавлять к счету плату за обслуживание, если ресторан не принадлежит отелю. Туристы часто не знают об этом и нарушают законы на радость владельцам кафе. Есть, правда, исключение — в период Рамадана в городах приветствуются щедрые денежные вознаграждения обслуживающему персоналу, которому приходится работать в строгий пост.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Турция

Туристическая Турция не отличается в плане чаевых от любой другой курортной страны. Обслуживающий персонал, занятый на сезонных работах, с благодарностью принимает чаевые, особо наглые представители могут их выпрашивать. В Стамбуле, же ситуация в корне отличается — там чаевые не являются стимулом для хорошей работы, стамбульцы работают на свой имидж. Владельцы заведений и таксопарков — семейные кланы, поэтому среди таксистов, официантов и барменов будут, скорее всего, племянники, зятья и братья, чья прибыль полностью уходит в семью, а значит чаевые, как заработок, им просто не интересны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Россия

Еще недавно в нашей стране повсеместно действовало негласное правило 10% от счета. Можно предположить, что именно «обязаловка» с чаевыми, навязчивый или плохой сервис, который сложно было отследить руководству заведений, породили у некоторых людей нежелание поддерживать культуру чаевых.

Но, благодаря сервисам онлайн-чаевых, ситуация меняется. Теперь человеку удобнее оставить не только на чай — для этого нужно просто отсканировать qr-код на пречеке или другом носителе и перевести любую сумму, но и написать отзыв, что поможет проанализировать слабые и сильные места бизнеса его владельцу.

Очевидно, что с безналичными чаевыми постепенно растет общественная эмпатия и осознанность. По нашим наблюдениям, количество онлайн-чаевых заметно увеличилось во время пандемии. Россияне стали охотнее поддерживать курьеров, которым приходится работать в тяжелых погодных условиях, доставщиков продуктов и товаров, благодаря которым можно бесконтактно находиться дома. Причем в регионах люди оказались щедрее, чем в столице. Возможно, потому что в Москве и Санкт-Петербурге к чаевым уже привыкли. Иногда посетители столичных заведений могут пойти дальше и поблагодарить официантов не рублем, а ценными подарками.

Не зря же говорят, что у русских — широкая душа. И хотя культура чаевых в России только развивается. Зато очень стремительно.