«А с кисти на лицо течёт бурда»: какие стихи Микеланджело писал о своих страданиях во время работы в Сикстинской капелле

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (более известный как просто Микеланджело), наверное, самый известный художник эпохи Возрождения. Среди многих его работ абсолютным шедевром считается роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. Но с каким же трудом она далась творцу!
«А с кисти на лицо течёт бурда»: какие стихи Микеланджело писал о своих страданиях во время работы в Сикстинской капелле

Вероятно, это стихотворение было написано тогда, когда Микеланджело был вне себя от тщетности своей работы: он заметил, что на каких-то участках потолка, которые он уже разрисовал, начала появляться плесень.

Заказчиком росписи капеллы был папа Римский Юлий Второй. Микеланджело прославился как скульптор, он считал, что роспись потолка площадью 1115 квадратных метров выходит за рамки его возможностей. Он, конечно, ошибался, но такая тревога причинила ему немалые страдания. Микеланджело даже позаботился о том, чтобы первая часть потолка, «Потоп», была спрятана и по большей части скрыта от глаз на случай, если он всё испортит. Художник, как известно, работал на высоте 20 метров на нестандартных строительных лесах. В течение четырёх лет Микеланджело постоянно трудился, задирая голову вверх — он не рисовал, как иногда думают, лёжа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чтобы снять часть эмоционального напряжения, Микеланджело занялся поэзией. В 1509 году он написал итальянский сонет, в котором выразил разочарование по поводу такого грандиозного проекта, которому предстояли годы тяжёлого труда. И вот что он отправил в письме своему другу Джованни Пистойя:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода,
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу,
Полез к горбу; и дыбом — борода;
А с кисти на лицо течёт бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот,
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
Средь этих-то докук
Рассудок мой пришел к сужденьям странным
(Плоха стрельба с разбитым сарбаканом!):
Так! Живопись — с изъяном!
Но ты, Джованни, будь в защите смел:
Ведь я — пришлец, и кисть — не мой удел!
(Сонет переведён Абрамом Эфросом)

Вероятно, это стихотворение было написано тогда, когда Микеланджело был вне себя от тщетности своей работы: он заметил, что на каких-то участках потолка, которые он уже разрисовал, начала появляться плесень. Скульптор был готов бросить эту затею, но папа Римский его отговорил и прислал на помощь инженера. Тот быстро расправился с плесенью, и Микеланджело продолжил рисовать.