История о том, как величайший военный корабль Европы XVII века затонул в первом плавании, не справившись с ветром

К началу XVII век Швеция имела один из самых мощных флотов на континенте (или вокруг него). Страна не останавливалась на достигнутом – король Швеции Густав II Адольф решил, что пришло время построить самый большой и высокотехнологический корабль в Европе и спустить его на воду. Но что-то пошло не так.
История о том, как величайший военный корабль Европы XVII века затонул в первом плавании, не справившись с ветром
Vadim Tolbatov / Wikimedia

1210 тонн, 64 пушки и сотни вырезанных статуй – все пошло на дно в первом же плавании

Трудно представить себе более мрачную и недолговечную карьеру, чем у шведского королевского корабля «Ваза» (Vasa, Wasa). Его простроили в 1628 году, когда шведский король потребовал корабль больше и мощнее любого другого корабля в мире. Для его постройки использовались тонны ламинированного дуба, 500 деревянных статуй, вырезанных вручную (некоторые из них достигали трех метров в высоту), а все это подкреплялось колоссальными 64 пушками!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ваза» был самым большим деревянным кораблем, когда-либо выходившим в плавание. Правда, вышел он только один раз.

Конечно, до этого корабль прошел «средневековый краш-тест», в ходе которого несколько десятков человек бегали по палубе с левого на правый борт, чтобы заставить его покачиваться. Корабль не заваливался на бок и этого было достаточно.

10 августа 1628 года от гавани «Альвснаббен» рядом со Стокгольмом «Ваза» впервые вышел в море. Он выстрелил из орудий в знак приветствия и тут же затонул.

Столкнувшись с довольно сильным порывом ветра, корабль сильно наклонился в бок и «зачерпнул» воду. Титан не смог выпрямиться и ушел на дно в течение пары минут. По словам исследователей, изучивших останки корабля, вероятно, он затонул из-за несуразной конструкции: орудийная палуба была слишком тяжелой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Perdurabo

Хотя «Ваза» оказался большим провалом для Густава II Адольфа, корабль стал благом для археологов. Воды недалеко от Стокгольма идеально подошли для защиты затонувшей конструкции, благодаря холоду и необычайной стойкости к ультрафиолетовому излучению. Поэтому, когда три века спустя Швеция, наконец, подняла его со дна в 1961 году, корабль все еще была на 95% цела.

В настоящее время он находится в музее «Ваза» в Стокгольме. По данным музея, это единственный сохранившийся корабль XVII века в мире.