Филологическая пятиминутка: что нужно делать с ароматом — «слушать» или «чувствовать»

Каждый раз, когда мы проходим мимо парфюмерного магазина, нам постоянно предлагают «послушать чудесный аромат духов». Не знаем как у вас, но наши уши сворачиваются в трубочку от неспособности уловить запах. Любой аромат мы вдыхаем, нюхаем, осязаем, чуем, улавливаем, но никак не слышим! Может мы слишком критичны? Откуда вообще взялось такое выражение и уместно ли так говорить? Разберемся...
Филологическая пятиминутка: что нужно делать с ароматом — «слушать» или «чувствовать»
Gallo images

Обратив внимание на частоту употребления выражения «слышать (слушать) запах», можно предположить, что оно стало абсолютно устойчивым в русском языке, особенно если учитывать тот факт, что нормы русского языка постоянно меняются. Но спешим вас разочаровать (а кого-то может и обрадовать), что:

словосочетание «слышать запах» — это исключительно разговорное выражение, тогда как в книжно-письменном стиле стилистически грамотным и общепринятым вариантом считается выражение «почувствовать запах». Тому подтверждение словарь Д. С. Ушакова, где ни слова не сказано про то, что запах можно «услышать».

Получается, что «слышать запах» является ошибкой?

На самом деле, нет. Однозначно, «слышать аромат» — это метафора, которую лингвисты пытаются упорно отрицать. И не нужно подносить флакон духов к уху, чтобы что-то там услышать. Есть такой лингвистический феномен как «синестезия»: раздражитель, в нашем случае это аромат духов, раздражает обонятельные рецепторы, тем самым включая и другие органы чувств. И если рассуждать в этом ключе, то вполне правильно говорить «слышу запах». Таких примеров в русском языке достаточно много, например: «вкусный текст» (текст, который хочется читать снова и снова), «сладкий звук» (звук, ласкающий ухо) и многое другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но все же так выражаться уместно только в том случае, если вы хотите передать чувственную составляющую (душевное состояние). Если важен сам факт (нос определил запах духов), то тогда правильно говорить «чувствовать».

Я угадаю эти духи с трех нот

Есть и другая теория. Английский парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс превратил парфюмерию в искусство и первый сравнил запахи с музыкой, расположив основные ароматические экстракты в звуковые ряды. Благодаря ему вопрос слушать запахи или нюхать их отпал сам собой. Такая структура запаха называется «ольфакторной пирамидой».

Парфюм раскладывают на «ноты», а ноты сливаются в аккорды.

Верхние ноты — первые впечатления о аромате.

Средние ноты — самые главные и стойкие составляющие аромата.

Базовые ноты — шлейф аромата.

«Услышать запах духов» — значит определить каждый компонент этой симфонии ароматов, насладиться им.

Но давайте не путать, что «tag3услышать можно только аромат". А то некоторые консультанты в магазинах так увлекаются, что предлагают клиентам послушать парфюм. Что, строго говоря, неправильно.

Вывод

Ничто вам не запрещает «слушать запах духов» в фигуральном смысле, для выражения эмоций. Но общепринятым и правильным в русском языке вариантом, было и остается словосочетание «чувствовать запах духов». И хватит уже прислушиваться...