Ученые вырастили ткани кишечника и мозга человека для моделирования и лечения рака

Сразу две группы ученых опубликовали свои работы по моделированию живых тканей человека. Нейробиологи Стэнфордского университета выратили модели тканей мозга, а ученые из Федеральной политехнической школы Лозанны — ткани кишечника. Органоиды предназначены для исследования новых методов лечения рака и других заболеваний.
Часть органоида мозга, созданного с использованием стволовых клеток человека (фиолетовый). Steve Gschmeissner/Science Photo Library
Искусственно-выращенные ткани человека позволяют ученым ставить эксперименты, которые не работают на мышиных моделях. Мыши все-таки сильно отличаются от человека.

Как вырастить химеру крысы и человека

Органоиды, полученные из стволовых клеток человека, позволяют обнаружить то, что не могут показать модели на животных, сказал порталу Nature соавтор работы Серджиу Пашка, нейробиолог из Стэнфордского университета в Калифорнии.

Группа Пашки изучает синдром Тимоти: генетическое заболевание, связанное с аутизмом, неврологическими проблемами и заболеваниями сердца. От этого заболевания страдают всего несколько десятков человек в мире. Синдром Тимоти вызван единственной мутацией в гене CACNA1C, который кодирует канал, через который ионы кальция проникают в клетки, в том числе в нейроны.

Хороших моделей синдрома Тимоти на животных не существует, поскольку вызывающая болезнь мутация не вызывает нужных симптомов у грызунов. У исследователей не осталось других вариантов для поиска лечения, как вырастить ткани человека и разрабатывать лечение на них. И это им удалось.

Ученые взяли стволовые клетки у трех человек с мутацией, вызывающей синдром Тимоти, и культивировали их в течение примерно 250 дней. Клетки постепенно превращались в органоиды, содержащие все типы нейронов, обнаруженные в коре головного мозга. Чтобы создать реалистичную среду для органоидов, команда ввела выращенные структуры в мозг крыс. Там клетки сформировали связи с собственными нейронами грызунов.

Фактически, нейробиологи создали своеобразную химеру: крысу, в чьей коре ее собственные нейроны взаимодействуют с нейронами человека. На этой модели были найдены методы лечения синдрома Тимоти. Крысам они помогли. Теперь ученые надеются протестировать найденную терапию на людях.

Модель живого кишечника человека

Исследователи вырастили опухоли внутри модели ткани кишечника, созданной с помощью стволовых клеток мыши.
Matthias P. Lutolf et al/Nature

В другой статье биоинженер Маттиас Лютольф и его коллеги из Федеральной политехнической школы Лозанны использовали стволовые клетки мыши для моделирования ткани кишечника, из которой состоят толстый и прямой кишечник. Целью исследования было создание модели колоректального рака.

Ученые создали клетки, содержащие светочувствительные белки, прикрепленные к генам, вызывающим рак. Эти клетки «включаются» при освещении синим лазером и вызывают рост опухолей в определенных участках органоида. Ученые получают возможность наблюдать, как опухоли развиваются.

На таких органоидах можно проверить, как лекарства или иммунотерапия убивают опухоли, и как окружающая среда человека и иммунная система, влияют на развитие колоректального рака.

По словам Лютольфа, будущие органоиды могут включать в себя бактерии, живущие в кишечнике, или подвергаться воздействию различных уровней кислорода, имитирующих те, которые доступны в различных анатомических областях кишечника. Это сделает живые модели еще более реалистичными.

Органоид человеческого мозга, на котором цветом выделены различные типы клеток: ядра (пурпурный), клетки-предшественники (желтый), новорожденные нейроны (синий).
MPI für Psychiatrie/ Anthi C. Krontira https://www.cell.com/neuron/fulltext/S0896-6273(24)00089-8