Ученые обнаружили новые грязевые вулканы на дне Байкала

Видеокамеры, установленные на автономном подводном роботе, запечатлели трещины, связанные с грязевым вулканизмом, вблизи потенциально активного разлома на берегах озера Байкал.
Ученые обнаружили новые грязевые вулканы на дне Байкала
Oksana Lunina
Эти вулканы могли появиться по причине активности Северобайкальского разлома, лежащего вдоль северо-западного побережья Байкала

Прошлым летом робот, погруженный на дно сибирского озера Байкал, запечатлел трещины и деформации, вызванные ранее неизвестными грязевыми вулканами.

Робот обнаружил «шрамы», оставленные извержениями грязи на глубине от 100 до 165 метров в двух местах — в заливе Малая Коса и Горячинской губе — вдоль северо-западного берега озера. Хотя ученые уже знали, что на озере Байкал есть грязевые вулканы, последняя находка находится в опасной близости от зоны Северобайкальского разлома, который проходит по берегу озера. Признаки недавних извержений на дне озера могут указывать на то, что разлом активен.

Что такое грязевой вулкан

Грязевые вулканы являются поверхностными проявлениями более глубоких геологических процессов и образуются в результате извержения суспензий и газов на дне водоема. Кратеры вдоль северо-западного берега озера Байкал обозначают трещины, которые проходят параллельно Северобайкальскому разлому и указывают на то, что разлом «живой». Об этом говорит доктор геолого-минералогических наук Оксана Лунина, которая ведет работы в зоне открытия.

разлом
Oksana Lunina

На двух участках, где исследователи использовали робота были обнаружены сильно изломанные пласты, покрытые глиной, мягкими отложениями и изверженными отложениями. Согласно исследованию, в самом северном месте Горячинской губы, где были сделаны кадры, кратеры глубиной около 130 м были заполнены грязевой массой, что указывает на недавнее извержение.

«Это свидетельство того, что Северобайкальский разлом — активный, что он живет. В Северобайкальской впадине, которая ограничивается этим разломом, в прошлом были сильные землетрясения, судя по сейсмогенным разрывам вдоль побережья Байкала»
Оксана Лунина автор открытия

На кадрах видны слои породы, которые были разорваны и подняты вверх в результате извержений грязи и газонасыщенных флюидов. Валуны, по-видимому, были выдавлены снизу, а слой глины и ила сверху выглядел потревоженным и пористым, отмечают исследователи в своем исследовании.

апарат для работы на глубине
Oksana Lunina

Глубже, примерно на глубине 160 м) от поверхности, исследователи обнаружили сотни небольших конусообразных кратеров. Отверстия, которые были 5 сантиметров в высоту и поперечнике, кишели амфиподами и брюхоногими моллюсками, в то время как на близлежащих твердых поверхностях обитали колонии белых губок.

Когда аппарат опустился на меньшую глубину, стало очевидно, что весь крутой склон был густо покрыт грязевыми вулканами. Любопытно, что все дно Байкала покрыто грязевыми вулканами. Как правило, грязевые вулканы не образуются на столь малых глубинах, поскольку требуют высоких температур и давлений. Однако ученые предполагают, что они являются естественной частью экосистемы Байкала.