В Бразилии нашли наскальные рисунки рядом со следами динозавров возрастом более 100 миллионов лет

Ученые обнаружили в Бразилии таинственные наскальные рисунки, которые соседствовали со следами динозавров. Исследователи считают, что доисторические люди могли найти эти следы и посчитать их значимыми.
Troiano et al., Scientific Reports, 2024 (CC BY 4.0)
Древние люди, возможно, были зачарованы следами «невиданных существ»

За последние полвека на территории комплекса Серроте-ду-Летрейру в бразильском штате Параиба было найдено множество следов динозавров – тероподов, зауроподов и игуанодонов. Следы относятся к раннему меловому периоду (от 145 до 100,5 миллионов лет назад). Помимо этого, в районе недавно были найдены петроглифы – высеченные на камне рисунки, созданные людьми в доколониальный период.

В новом исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, команда археологов и палеонтологов решили подробнее изучить такое странное соседство.

Динозавры и люди

Слева – след динозавра, справа – петроглиф
Troiano et al., Scientific Reports, 2024 (CC BY 4.0)

Исследователи не смогли точно датировать ни следы динозавров, ни петроглифы, но им удалось определить возраст человеческих захоронений, найденных рядом с этим местом. Судя по ним, наскальные рисунки были сделаны от 9400 до 2620 лет назад. Следы, очевидно, намного старше, им не менее 100 миллионов лет.

Большинство найденных петроглифов имели круглую форму с радиальными линиями. Однако некоторые из них представляли собой прямоугольные сетки, имитировали звезды и змей.

Разница в стилях указывает на то, что рисунки могли оставлять совершенно разные художники. Но их объединяло одно – особая осторожность в работе, обусловленная нежеланием потревожить следы динозавров. Некоторые рисунки даже имитировали эти следы.

Следы динозавров и петроглифы
Troiano et al., Scientific Reports, 2024 (CC BY 4.0)

Подобное соседство встречалось и ранее – в Австралии, Польше и США. Однако, по словам исследователей, «ни в одном из этих случаев петроглифы не демонстрировали такой тесной связи со следами, как в Серроте-ду-Летрейру».

По мнению ученых, древние люди могли быть зачарованы окаменелостями – ведь следы «невиданных существ» были вдавлены в скалу и не исчезали после очередного дождя.