Телескоп Джеймс Уэбб нашел в глубоком космосе алкоголь. Но замороженный

Астрономы с помощью космического телескопа Джеймс Уэбб обнаружили сложные органические молекулы, в том числе этанол, в дисках двух формирующихся звезд. Ученые показали, что органика находится в замороженном твердом состоянии и может легко разлетаться по Вселенной, попадать на планеты, чтобы в конечном счете стать началом жизни.
Телескоп Джеймс Уэбб нашел в глубоком космосе алкоголь. Но замороженный
На этом снимке, сделанном прибором MIRI (Mid-Infrared Instrument) на космическом телескопе NASA «Джеймс Уэбб», изображена область вблизи протозвезды, известной как IRAS 23385. NASA, ESA, CSA, Leah Hustak (STScI))
Органика, найденная с помощью Джеймса Уэбба, представляет собой замерзшую пыль, которая может переноситься кометами и астероидами.

Сложные органические молекулы имеют решающее значение для возникновения и развития жизни, но их происхождение в космосе остается загадкой, по словам соавтора работы Уилла Роча, астронома из Лейденского университета в Нидерландах. Новое исследование показало, что сложные молекулы формируются на поверхности замерзших пылинок.

«Это открытие способствует решению одного из давних вопросов астрохимии», — говорит Роча. «Каково происхождение сложных органических молекул (СОМ)? Они образуются в газовой фазе или в замороженной? Обнаружение СОМ в твердом состоянии говорит о том, что химические реакции на поверхности ледяной пыли могут создавать сложные молекулярные соединения».

Туманность NGC 1333
Википедия

Роча и его команда использовали инструмент среднего инфракрасного диапазона JWST, чтобы изучить материалы, окружающие две протозвезды: IRAS 2A и IRAS 23385. Они находятся в 1000 световых лет от Земли в туманности NGC 1333 в созвездии Персея. IRAS 2A особенно интересна команде, поскольку она может быть очень похожа на раннюю стадию формирования нашей Солнечной системы.

Как молекулы путешествуют по Галактике

Сложные органические молекулы NGC 1333 IRAS 2A Protostar. На этом рисунке показан спектр одной из двух протозвезд, IRAS 2A. Он включает в себя следы ацетальдегида, этанола, метилформиата и, вероятно, уксусной кислоты в твердой фазе.
NASA, ESA, STScI.

Некоторые из сложных органических веществ, обнаруженных в замороженном виде, ранее уже были найдены в теплых газах вокруг формирующихся звезд. По словам исследователей, работа показывает, что соединения возникают в результате перехода твердого тела непосредственно в газ, минуя жидкую фазу. Этот процесс называется сублимацией.

Обнаружение замороженных сложных органических молекул указывает на то, что эти молекулы могут путешествовать по галактикам легче, чем считалось ранее. Такая молекула может легко попасть в формирующуюся комету или астероид, преодолеть большие расстояния, а затем столкнуться с формирующимися планетами, возможно, доставив строительные блоки для жизни туда, где они могут усложняться и развиваться дальше.

«Все эти молекулы могут стать частью комет и астероидов и, в конечном итоге, новых планетных систем, когда ледяной материал попадет внутрь формирующего протопланетного диска», — говорит соавтор исследования Эвин ван Дишок. «Мы с нетерпением ждем возможности шаг за шагом пройти по этому астрохимическому пути с новыми данными Уэбба в ближайшие годы».