Генетики решили 100-летнюю загадку науки о жизни

Исследовательская группа Пхоханского университета науки и технологий (POSTECH), Южная Корея раскрыла молекулярный механизм, ответственный за ограничение разнообразия потомков при половом размножении. Такое ограничение разнообразия у потомства сдерживает процессы селекции растений. Теперь время получения растений с заданными свойствами можно будет резко сократить. На то, чтобы найти этот молекулярный механизм, понадобилось больше ста лет.
Генетики решили 100-летнюю загадку науки о жизни
Arabidopsis thaliana (Резуховидка Таля) раскрыла вековую загадку в науках о жизни https://www.nature.com/articles/s41477-024-01633-y
Мейоз — это важнейший процесс при половом размножении. Во время мейоза образуются сперматозоиды у мужчины и яйцеклетки у женщины. На генетическом уровне мейоз необыкновенно красив. Генетики даже называют этот процесс «танцем мейоза». Но почему-то в этом танце обычно совсем мало «фигур». А чем их больше, тем разнообразнее потомство. При селекции это крайне важно. Почему этих фигур так мало? Это волновало генетиков больше ста лет. И наконец, ответ получен.

Исследовательская группа Пхоханского университета науки и технологий (POSTECH), Южная Корея раскрыла молекулярный механизм, ответственный за ограничение кроссинговера во время мейоза. Такое ограничение мешает возникновению генетического разнообразия у потомства и сдерживает процессы селекции растений. Теперь время получения растений с заданными свойствами можно будет резко сократить. На то, чтобы найти этот молекулярный механизм, понадобилось больше ста лет.

Что такое мейоз и кроссинговер

Процесс кроссинговера с одним разрезом
Википедия

У организмов, размножающихся половым путем, особи похожи и на своих родителей, и на братьев и сестер. Но несмотря на сходство абсолютная идентичность невозможна. Это несовпадение объясняется процессом мейоза, в ходе которого образуются репродуктивные клетки, такие как сперматозоиды и яйцеклетки у животных или пыльца и семяпочки у растений. В отличие от деления соматических клеток, при котором геном дублируется, и у новых клеток он совпадает, мейоз создает генетически разные репродуктивные клетки с помощью механизма, известного как кроссинговер.

При кроссинговере гомологичные хромосомы разрезаются на фрагменты, и фрагменты разных хромосом соединяются заново (этот процесс называется гомологичной рекомбинацией). Таким образом гены «перемешиваются». Чем таких разрезов больше — тем выше разнообразие у потомства.

Мейоз и кроссинговер играют ключевую роль в биоразнообразии и имеют важное значение в селекции, где происходит отбор нужных качеств сельскохозяйственных культур.

Обычно у большинства видов животных и растений наблюдается минимум один и максимум три разреза гомологичных хромосом. Возможность контролировать (например, увеличивать) количество разрезов ведет к возникновению большего числа новых хромосом, несовпадающих с родительскими. Это позволит выращивать культуры с конкретными желаемыми характеристиками: из большего разнообразия проще выбрать нужный вариант. Однако достижение такого контроля оказалось сложной задачей.

Что мешает кроссинговеру

Здесь зеленым флуоресцентным белком помечены места кроссовера, пурпурным — хромосомы во время мейоза.

Кроссинговеру мешает механизм известный как кроссинговерная интерференция. Она запрещает делать новый разрез близко от предыдущего. Этот запрет был впервые обнаружен генетиком Германом Дж. Мюллером в 1916 году в экспериментах на плодовых мухах. Несмотря на все усилия генетиков в течение целого столетия объяснить механизм этого генетического запрета, не удавалось.

Почему при мейозе разрешается делать не более трех разрезов? Возможно, это связано с тем, что такое ограничение не дает разрезающим хромосому белкам порубить ее совсем в капусту. Если фрагментов будет много, повышается риск, что генетическая рекомбинация запутается при сборке и полноценные хромосомы получить не удастся. Такое ограничение выглядит разумным с точки зрения эволюции, но мешает направленной селекции.

В этом новом исследовании команда выделила растение-мутант и назвала его hcr3 (high crossover rate — высокая скорость кроссинговера). Мутант продемонстрировал неожиданно большое количество разрезов на геномном уровне. Осталось понять, чем он отличается от нормального растения Arabidopsis thaliana (Резуховидка Таля). И это сделать удалось.

Что мешает резать хромосомы

Анализ показал, что повышенное количество разрезов у hcr3 связано с точечной мутацией в гене J3, который кодирует белок ко-шаперон, родственный белку HSP40. Исследование показало, что сеть, включающая кошаперон HCR3/J3/HSP40 и шаперон HSP70, контролирует кроссинговерную интерференцию и локализацию (то есть, место разреза).

Сеть настроена так, что она отключает белок HEI10. Этот белок отвечает за кроссинговер, и если он отключен — разрез невозможен. А вот у мутанта hcr3 эта сеть белку HEI10 не мешает, и он готов делать не три, а гораздо больше разрезов. В результате образуется много фрагментов, они сильнее перемешиваются при рекомбинации и возникает гораздо большее разнообразие потомства, чем обычно. Причем мутация в гене J3 — точечная, то есть достаточно изменить всего один нуклеотид, чтобы получить необыкновенно разнообразное потомство.

Профессор POSTECH Кюха Чой говорит: «Применение этого исследования в сельском хозяйстве позволит нам быстро накопить полезные признаки, тем самым сокращая время селекции. Мы надеемся, что это исследование будет способствовать выведению новых сортов и выявлению полезных естественных вариаций, ответственных за желаемые признаки, такие как устойчивость к болезням и стрессам окружающей среды и повышение производительности».

Но, может быть, не менее важно, чем польза для сельского хозяйства то, что генетики решили вековую загадку науки о жизни.