Возможно, подледные океаны есть на карликовых планетах на окраине Солнечной системы

Команда под руководством Юго-Западного исследовательского института обнаружила доказательства гидротермальной или метаморфической активности на ледяных карликовых планетах Эрида и Макемаке, расположенных в поясе Койпера. Метан, обнаруженный на их поверхности, имеет явные признаки горячей геохимии в их каменистых ядрах. Метан может поступать на поверхность из подледного океана.
Относительные размеры: Эрида — в левом нижнем углу, над ней — Луна, справа — Земля. Википедия
Эти далекие от Солнца небесные тела еще недавно казались мертвыми кусками камня и льда, но оказывается, они живые, по крайней мере с точки зрения сейсмической активности. Но, может быть, там даже есть жизнь.

«Мы видим некоторые интересные признаки жарких времен в очень холодных местах», — говорит доктор Кристофер Гляйн, эксперт по планетарной геохимии и ведущий автор статьи. — «Космический телескоп Джеймса Уэбба (JWST) нас удивил. Мы нашли доказательства, указывающие на термические процессы, производящие метан внутри Эриды и Макемаке».

Где расположен пояс Койпера

Макемаке и Эрида
Группа специалистов под руководством Юго-Западного исследовательского института обнаружила доказательства гидротермальной или метаморфической активности в глубине ледяных карликовых планет Эрида и Макемаке (художественная иллюстрация). Расположенные в поясе Койпера — обширной области ледяных тел в форме пончика за орбитой Нептуна на краю Солнечной системы — Эрида и Макемаке сопоставимы по размерам с Плутоном и его луной Хароном.
Southwest Research Institute

Пояс Койпера — это обширная область ледяных тел далеко за орбитой Нептуна на краю Солнечной системы. Карликовые планеты Эрида и Макемаке по размерам сравнимы с Плутоном. Эти тела, вероятно, сформировались в начале истории нашей Солнечной системы, около 4,5 миллиардов лет назад. Считалось, что вдали от солнечного тепла небесные тела в Поясе Койпера представляют собой холодные мертвые объекты.

Новая работа, выполненная по результатам исследований JWST, позволила впервые наблюдать на поверхности Эриды и Макемаке изотопы водорода в составе метана. Команда проанализировала соотношение дейтерия (тяжелого водорода, D) и нормального водорода (H) в метане. Соотношение D/H на планетарном теле дает информацию о происхождении, геологической истории и путях образования соединений, содержащих водород.

Ученые использовали полученные данные для моделирования подповерхностных геотермальных процессов, которые могли бы объяснить, как метан оказался на поверхности Эриды и Макемаке.

Иллюстрация показывает на три возможности образования метана, включая вероятность того, что жидкая вода существует внутри этих ледяных тел на краю Солнечной системы, вдали от солнечного тепла.
Иллюстрация показывает три возможности образования метана, включая вероятность того, что жидкая вода существует внутри этих ледяных тел на краю Солнечной системы, вдали от солнечного тепла.
Southwest Research Institute.

Гляйн говорит: «Обнаруженное соотношение D/H указывает на геохимическое происхождение метана, образующегося в недрах небесных тел. Отношение D/H похоже на окно, через которое мы можем заглянуть в недра этих карликовых планет. Наши данные показывают высокую температуру в их недрах: каменистые ядра этих миров достаточно горячи, чтобы "приготовить" метан. Молекулярный азот (N2) они тоже могут производить, и мы видим это на Эриде. Горячие ядра могут указывать на наличие жидкой воды под ледяной поверхностью этих планет».

В подледных океанах, возможно, есть жизнь

За последние два десятилетия ученые узнали, что ледяные миры имеют развитую внутреннюю структуру. Доказательства существования подземных океанов были обнаружены на нескольких ледяных лунах, таких как спутник Сатурна Энцелад и спутник Юпитера Европа. Жидкая вода является одним из ключевых условий обитаемости планеты.

Возможность существования водных океанов подо льдом Эриды и Макемаке — это то, что ученые собираются изучить в ближайшие годы. Если любой из этих океанов пригоден для жизни, то он станет самым отдаленным обитаемым миром в Солнечной системе.

Эта работа является частью смены парадигмы в планетарной науке. Все чаще признается, что холодные, ледяные миры могут быть теплыми в глубине. Модели, разработанные для этого исследования, указывают на образование геотермальных газов на спутнике Сатурна Титане, который также богат метаном. Более того, вывод о неожиданной активности на Эриде и Макемаке подчеркивает важность внутренних процессов в формировании того, что мы видим на крупных объектах Пояса Койпера, что согласуется с открытиями на Плутоне.

Астрономы уже начали пересматривать само понятие «зоны обитаемости» (или зоны Златовласки), но чтобы перейти от гипотез к реальным научным утверждениям — внеземную жизнь надо найти. А это пока не удается.