Япония запустит первый экоспутник из древесины летом 2024 года

Японские ученые создали один из самых необычных космических аппаратов в мире – крошечный спутник LignoSat, изготовленный из древесины.
Япония запустит первый экоспутник из древесины летом 2024 года
Kyoto University
В ближайшие годы ежегодно в космос будет запускаться более 2000 космических аппаратов. Алюминий, который спутники будут выбрасывать в верхние слои атмосферы при сгорании, вскоре может создать серьезные экологические проблемы

Зонд LignoSat был изготовлен из древесины магнолии, которая в ходе экспериментов, проведенных на Международной космической станции (МКС), была признана особенно прочной и устойчивой к трещинам. В настоящее время завершается разработка планов его запуска на американской ракете этим летом.

Будущее космической экологии

Спутник был создан исследователями из Киотского университета и лесозаготовительной компании Sumitomo Forestry с целью проверки идеи использования биоразлагаемых материалов, таких как древесина. Специалисты хотели увидеть, могут ли такие материалы выступать в качестве экологически чистой альтернативы металлам, из которых в настоящее время изготавливаются все спутники.

«Все спутники, которые возвращаются в атмосферу Земли, сгорают и создают крошечные частицы оксида алюминия, которые будут плавать в верхних слоях атмосферы в течение многих лет. В конечном счете, это повлияет на окружающую среду Земли»
Такао Дои японский астронавт и аэрокосмический инженер из Киотского университета

Чтобы решить эту проблему, исследователи из Киото запустили проект по оценке сортов древесины, чтобы определить, насколько хорошо они смогут выдержать суровые условия запуска в космос и длительных полетов на околоземной орбите. Первые испытания были проведены в лабораториях, воссоздающих условия в космосе, и было обнаружено, что образцы древесины не претерпели заметных изменений в массе, а также не показали признаков разложения или повреждения.

Космический мусор вокруг Земли (версия художника)
ESA/PA

После этих тестов образцы были отправлены на МКС, где они подвергались испытаниям на воздействие в течение почти года, прежде чем были доставлены обратно на Землю. И снова на них не было заметно никаких признаков повреждения — явление, которое Мурата объяснил тем фактом, что в космосе нет кислорода, который мог бы вызвать возгорание древесины, и нет живых существ, которые могли бы вызвать ее гниение.

Было протестировано несколько видов древесины, в том числе японская вишня, но древесина магнолий оказалась наиболее прочной.

спутник из древесины
Kyoto University

На данный момент предполагается, что спутник будет запущен этим летом на корабле снабжения Orbital Sciences Cygnus к МКС или аналогичной миссии SpaceX Dragon чуть позже в этом году. Ожидается, что зонд размером с кофейную кружку проработает в космосе не менее шести месяцев, прежде чем ему будет разрешено войти в верхние слои атмосферы.

Если LignoSat хорошо зарекомендует себя во время своей работы на орбите, то можно будет открыть дверь для использования древесины в качестве строительного материала для большего числа спутников.