Астрономы исследуют двойные планетные системы, у которых нет родительской звезды

Астрономы из Института радиоастрономии и астрофизики, Национального университета Мексики исследуют в Туманности Ориона систему из двух планет размером с Юпитер. Такие двойные системы уже были зарегистрированы, но обнаруженная мексиканскими астрономами — уникальна: она светится в радиодиапазоне.
Свободно плавающие двойные объекты с массой Юпитера встречаются довольно часто, хотя современные звездная и планетарная теории пока не могут объяснить их происхождение. Реконструкция двойной системы планет. Gemini Observatory/Jon Lomberg
Наверно, самая знаменитая планета-сирота — это Меланхолия, которая в фильме фон Триера погубила Землю. Конечно, такое столкновение маловероятно, но оно в принципе возможно. Поэтому за планетами-сиротами хорошо бы научиться присматривать.

Когда мы представляем себе планетную систему, мы, конечно, думаем, о Солнечной системе и о подобных ей. В центре такой системы находится родительская звезда, например, Солнце. Она очень массивная, как правило, по сравнению с планетами, которые вращаются вокруг нее.

Но по мере того, как мы проникаем все глубже во Вселенную мы видим совершенно другие планетные системы. Астрономы открыли одинокие планеты и двойные планетные системы, которые «гуляют сами по себе».

Планета-сирота

Планета CFBDSIR 2149-0403. Реконструкция
Планета-сирота CFBDSIR 2149-0403. Реконструкция
Википедия

Такая планета CFBDSIR 2149-0403 была открыта еще 2012 году. В 1998 профессор Дэвид Стивенсон написал работу на тему «Возможное существование жизни в межзвездном пространстве». Казалось бы, у планеты-сироты, далеко убежавшей от родительской звезды, должна быть температура поверхности близкая к абсолютному нулю. Но, как показал ученый, такая планета может удерживать плотную атмосферу из легких газов — водорода и гелия, и даже небольшого радиоактивного распада достаточно, чтобы прогреть поверхность такой планеты до положительной температуры: там может быть жидкая вода, а значит и жизнь. Но такие планеты, пока не найдены.

Двойной объект JuMBO

Изображение VLA излучения JuMBO 24 на частоте 6,1 ГГц. Контуры начинаются и увеличиваются с равным шагом. Белый прямоугольник указывает положение JuMBO 24. Красный эллипс показывает угловой размер и ориентацию цели на изображениях JWST. Синтезированный луч радиокарты показан в левой нижней части изображения.

Но есть не только одинокие планеты, но и планетные системы без родительской звезды. Специальный класс таких объектов — это двойные системы из двух планет крупного размера — примерно, как Юпитер. Такие системы получили название JuMBO.

Команда астрономов из Института радиоастрономии и астрофизики, Национальный университета Мексики исследует такие двойные объекты в туманности Ориона. У таких систем нет центрального тела (например, звезды, вокруг которой вращаются планеты, или планеты, вокруг которой вращаются спутники) в системах JuMBO обе планеты имеют сравнимые массы и вращаются вокруг центра масс системы, то есть фактически друг вокруг друга.

Астрономы использовали самые мощные наблюдательные средства: Очень большая решетка Карла Дж. Янски (VLA) в Национальной радиоастрономической обсерватории Национального научного фонда США и космический телескоп Джеймса Уэбба.

Используя VLA, астрономы наблюдали 40 двойных объектов JuMBO, которые были ранее идентифицированных в 2023 году. Только у одного из этих объектов — JuMBO 24 — было зарегистрировано радиоизлучение. Такие двойные системы видны в инфракрасном свете — они, конечно, светятся очень слабо по сравнению со звездами, но зато эти планеты и не затмевает свет родительских звезд. И их можно не только находить, но и исследовать. Но оказывается они видны не только в инфракрасном диапазоне.

Радиосветимость двух планет в этой двойной системе значительно выше, чем у коричневых карликов, объектов, имеющих сходство с этими планетами. Это дает возможность рассмотреть такие системы буквально «в новом свете».

Доктор Луис Ф. Родригес, почетный профессор Национального университета Мексики, соавтор работы говорит: «Что действительно примечательно, так это то, что у этих объектов могут быть спутники, подобные Европе или Энцеладу, у которых есть подземные океаны жидкой воды, которые могут поддерживать жизнь».

Обнаружение радиоволн, исходящих от обоих компонентов двойной системы свободно плавающих планет, представляет собой важную веху в нашем исследовании Вселенной. Это представляет собой прекрасную возможность для дальнейших исследований потенциальной обитаемости планет за пределами нашей Солнечной системы.