Спутник «Звезда смерти» скрывает океан под своей корой

Исследователи говорят, что спутник Сатурна, который напоминает «Звезду Смерти» из «Звездных войн», имеет скрытый океан, погребенный на многие километры.
Спутник «Звезда смерти» скрывает океан под своей корой
Wikimedia
Может ли на нем быть жизнь?

Неожиданное открытие означает, что Мимас, ледяной шар с диаметром 396 километров, становится последним членом эксклюзивного клуба с «подземными океанами». Он присоединился к Титану и Энцеладу Сатурна и Европе и Ганимеду Юпитера.

«Это довольно неожиданно», — сказал Валери Лейни, астроном Парижской обсерватории во Франции. «Если вы посмотрите на поверхность Мимаса, то не увидите ничего, что выдавало бы наличие подповерхностного океана. На сегодняшний день это самый маловероятный кандидат».

Необычный кандидат

Особенности орбиты Мимаса заставили астрономов рассмотреть две возможности: либо он содержит вытянутое ядро, покрытое льдом, либо внутренний океан, который позволяет его внешней оболочке смещаться независимо от ядра.

Мимас на фоне Сатурна
Wikimedia

Проанализировав тысячи изображений, полученных в ходе миссии NASA Cassini orbiter к Сатурну, Лейни и его коллеги восстановили точное вращение и орбитальное движение Мимаса, когда он огибал газовый гигант. Их расчеты показали, что Мимас должен обладать скрытым подповерхностным океаном, чтобы двигаться так, как он движется.

«Невозможно объяснить вращение Мимаса и его орбиту жесткими внутренними условиями. Тут определенно нужен глобальный океан, по которому может скользить ледяной шельф»
Валери Лейни

Расчеты авторов новой работы показывают, что под ледяным панцирем Мимаса толщиной 24 км скрывается океан глубиной 72 км, а температура вблизи морского дна достигает десятков градусов по Цельсию. На долю океана приходится более половины объема Мимаса.

Поверхность Мимаса
Wikimedia

По астрономическим меркам океан Мимаса выглядит относительно молодым, сформировавшись за последние 25 миллионов лет, когда мощные приливные силы, создаваемые Сатурном, деформировали ядро Мимаса, разогревая его подобно массируемому мячу. Затем нагретое ядро растопило лежащий сверху лед, образовав океан внутри спутника Сатурна.

Мимам часто называют «Звездой смерти» из-за его формы с огромным кратером. Поверхность спутника была повреждена в результате одного гигантского удара. Сегодня кратер носит название Гершель в честь астронома Уильяма Гершеля, который впервые обнаружил Мимас в 1789 году

Открытие глобальных океанов на спутниках Сатурна и Юпитера вызвало шквал интереса со стороны космических агентств, стремящихся изучить их потенциал для обитания жизни. Например, на Энцеладе было обнаружено более 100 гейзеров, из которых пар вырывается через трещины на поверхности. Если бы жизнь когда-либо развилась на крошечном спутнике, шлейфы могли бы вывести внеземных микробов в космос, где их можно было бы обнаружить с помощью выездных миссий.