Обезьяна по имени РеТро: китайские ученые успешно клонировали макака-резуса

Китайские ученые успешно клонировали макака-резус, которая прожила уже более двух лет. О существовании клона стало известно только сейчас.
Обезьяна по имени РеТро: китайские ученые успешно клонировали макака-резуса
Qiang Sun
Клонированный примат прожил уже более двух лет

Обезьяну-клона назвали РеТро (ReTro), в честь одного из методов, использованных в ее создании – замены трофобласта (TROphoblast REplacement).

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications, ученые из Китайской академии наук описали «доработанный» метод клонирования, с помощью которого РеТро появился на свет. Эта техника известна как перенос ядра соматической клетки, или терапевтическое клонирование.

С помощью этой техники в 1996 году было создано первое клонированное животное – овечка Долли. Она также применялась при клонировании свиней, собак, мышей и кроликов, но с приматами дела обстояли гораздо сложнее.

Ранние попытки

Чжун Чжун (Zhong Zhong) и Хуа Хуа (Hua Hua)
Zhen Liu et al / Cell 2018

Перенос ядра соматической клетки ранее пытались использовать на макака-резусах, но попытки приводили к неудаче. В 2022 году ученым удалось клонировать макака-резус, но животное умерло менее чем через 12 часов после рождения.

Однако метод успешно был применен на другом виде обезьян – макаках-крабоедах (Macaca fascularis). В 2018 году на свет появились Чжун Чжун (Zhong Zhong) и Хуа Хуа (Hua Hua) – первые в мире клонированные приматы.

Как появился на свет РеТро?

Так выглядит РеТро
Qiang Sun

В новом исследовании ученые клонировали в общей сложности 113 эмбрионов макака-резус, но из них только 11 оказались жизнеспособными для имплантации в матку. Из этих 11 имплантаций лишь две привели к беременности, и только РеТро появился на свет живым. На данный момент обезьяне больше двух лет.

Исследование проводилось для того, чтобы лучше понять механизмы репродуктивного клонирования приматов и усовершенствовать процессы.

Основные проблемы развития клонированных приматов у суррогатной матери были связаны со считыванием генетической информации эмбрионом и его плацентой. Чтобы преодолеть эти проблемы, исследователи использовали технологию замены трофобласта (внешнего слоя оболочки зародыша) – они заменили клетки, которые обычно развиваются в плаценту из клонированного эмбриона , теми же клетками из обычного эмбриона.

Подобные исследования поднимают множество этических вопросов, в том числе использование приматов в качестве подопытных животных. Несмотря на критику со стороны зоозащитников и научного сообщества, китайские ученые продолжат эксперименты над обезьянами.