Головные вши пришли в Америку с первыми людьми: как эволюция паразитов рассказывает нашу историю

Генетический анализ головных вшей показал, что кровососущие паразиты дважды мигрировали в Америку: первый раз, когда люди прибыли на континент из Евразии через Берингов пролив, и второй – когда европейцы колонизировали Америку около 500 лет назад.
Vincent Smith, Natural History Museum, London; (CC-BY 4.0)
Паразиты как минимум дважды приходили в Америку на головах людей

Головные вши (Pediculus humanus capitis) – мелкие бескрылые насекомые, которые цепляются за волосы и питаются кровью кожи головы. Они – одни из старейших паразитов человека, которые эволюционировали вместе с нами на протяжении тысячелетий.

В новом исследовании, опубликованном в журнале PLOS ONE, ученые проанализировали генетическое разнообразие головных вшей со всей планеты. Они изучили 274 паразита из 25 географических точек.

Обширный анализ, основанный на ДНК вшей, выявил две различные группы насекомых, которые редко скрещивались. Первая группа была распространена по всему миру, в то время как вторая ограничивалась только Европой и Америкой. Единственные вши, имевшие генетические «корни» обеих групп, были обнаружены в Америке.

Уникальные вши

Первые американцы
Karen Carr/National Park Service

По мнению исследователей, уникальная группа произошла от скрещивания популяции вшей, прибывших на континент вместе с первыми людьми, и европейскими вшами, завезенными во время колонизации Америки.

Для подтверждения теории ученые выявили генетическую связь между вшами в Азии и Центральной Америке, так как первые люди пришли на континент из Восточной Азии через Берингов пролив. Это произошло примерно 15 000–35 000 лет назад.

Вторая волна миграции вшей пришлась на XVI век после того, как Христофор Колумб открыл Америку. Обнаруженный континент получил не только новых жителей, животных, растения и культуру, но и болезни. А также вшей.

Исследователи говорят, что головные вши – не только надоедливые паразиты, но и крайне полезный инструмент для изучения истории. Последующие работы с использованием генетических маркеров с более медленным темпом эволюции могут пролить свет на более древние исторические эпизоды.