Российская подводная лодка появилась у берегов Кипра

«Я последовал за капитаном Немо. Двойная дверь в глубине столовой распахнулась, и мы вошли в соседнюю комнату, столь же просторную. Это была библиотека. В высоких шкафах из черного палисандрового дерева с бронзовыми инкрустациями на широких полках стояли рядами книги в одинаковых переплетах. Несколько отступя от шкафов шли сплошные широкие диваны, обитые коричневой кожей. С лепного потолка, завершая весь этот гармонический ансамбль, четыре полушария из матового стекла изливали электрический свет».

Описывая внутреннее убранство «Наутилуса», Жюль Верн опирался лишь на свою фантазию.

В мире так и не было построено подводной лодки с гостиной, курительной и библиотекой.

Все субмарины имеют спартанский интерьер, ведь их главные профессии — война или глубоководные исследования — не требуют мягких кресел. Однако в России все же есть подводная лодка, иллюминаторы которой в три раза больше обычных, и возле каждого стоит пара комфортабельных сидений. «Садко» — единственная туристическая субмарина отечественного производства.

На приколе

Все началось еще в советские времена. Тогда по приказу Министерства военно-морского флота в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» начались работы над проектом гражданской подводной лодки.

В 1993 году «Нептун» (такое имя получила первая гражданская субмарина) был спущен на воду с верфей Северного машиностроительного предприятия в Северодвинске. Два года лодка проходила предусмотренные испытания, но по назначению так ни разу и не использовалась. «Строительство прогулочной подводной лодки началось, когда конструкторы всех развитых стран испытывали эйфорию от создания гражданских субмарин, однако никто не знал, где и как эти подлодки эксплуатировать», — говорит заместитель главного конструктора ЦКБ «Рубин» Андрей Баранов. В ближайшее время «Нептун» может найти свое последнее пристанище на специальном подводном фундаменте у берегов Москвы-реки: субмарина будет превращена в подводное кафе рядом с Парком им. Горького.

Второй заход

В начале 1995 года генеральный конструктор Юрий Кормилицын начал работать над новой туристической субмариной «Садко». Вторая и единственная действующая российская туристическая подводная лодка была построена на средства ЦКБ «Рубин» и спущена на воду в 1997 году. При проектировании «Садко» использованы уникальные разработки ЦКБ. Управление субмариной осуществляется при помощи электромоторов, без применения систем гидравлики, которые загрязняют окружающую среду машинным маслом, поэтому «Садко» экологически безопасен. У субмарины есть система экстренного всплытия, которая позволяет достичь поверхности всего за несколько минут. При этом высокий уровень пассивной защиты пассажиров обеспечивается тем, что аккумуляторные батареи и система аварийной регенерации воздуха вынесены за пределы прочного корпуса, машинное отделение и пассажирский салон разделены прочной переборкой, а запоры всех забортных отверстий двойные.

Система управления так проста, что с ней справляется один человек. В экипаж судна помимо капитана входят еще механик и экскурсовод. Технологии, заложенные при проектировании, позволили свести возможные неисправности к минимуму: за все время эксплуатации не было ни одной крупной поломки, которая привела бы к приостановке погружений. 1997−1999 годы «Садко» провел в Карибском море, а два последних года он ходит у берегов Кипра с туристами на борту.

В отличие от боевых и научных подводных кораблей, там не приходится испытывать воздействие повышенного давления, да и дышат пассажиры и экипаж обычным атмосферным воздухом. Так что для погружения не приходится проходить специальную подготовку, и потому даже маленькие дети могут заглянуть через иллюминаторы в подводный мир.

Необычный для подлодки комфорт ощущается с самого начала путешествия. Пассажирский люк имеет большой размер — 1,2 м в диаметре, в него без труда может войти человек любой комплекции. Размер салона не только позволяет оставить свободный проход между креслами, но и исключает необходимость применения средств регенерации воздуха в течение всего погружения. Вдоль бортов напротив 22 обзорных иллюминаторов, диаметром 64 см каждый, установлены по два комфортабельных кресла. Конструкция иллюминаторов уникальна. Чтобы обеспечить хороший обзор и при этом не подвергать риску жизнь туристов, в них установлено многослойное силикатное стекло с большим запасом прочности. При этом оно настолько прозрачно, что позволяет качественно фотографировать прикормленных сопровождающими субмарину аквалангистами ярких коралловых рыб.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2003).