Несостоявшийся тест-драйв судна на воздушной подушке

В финальных кадрах культового русского боевика «Ответный ход» гигантский корабль на воздушной подушке с размаха вылетает на берег. Этот кадр стал не только эффектным завершением динамичной ура-патриотической агитки десанта и морской пехоты, но и первым знакомством моих сверстников с этой технологией. На многие годы в моей голове так и отложилось — у военных есть десантные корабли на воздушной подушке. Много позже я узнал, и что придумали их в Англии, назвав словом «hovercraft», и что бывают они не только военными.

Каково же было мое удивление и восторг, когда меня отправили покататься на гражданском судне на воздушной подушке «Пегас», да еще отечественного производства! Но радость моя была недолгой. Со стороны машинка выглядит превосходно. Размером с небольшой легковой автомобиль, из желтого пластика, красивой формы — претензий к дизайнерам не вызывает никаких. Но при ближайшем рассмотрении становятся очевидны все «прелести»: кривые и ржавые винты, плохо закрепленный аккумулятор, убогая отделка салона, некачественно выполненные стыки деталей. Но главная проблема не в этом. Оригинальная конструкция hovercraft’а предполагала три двигателя — один надувал подушку, два других были тяговыми. Соответственно, маневрирование осуществлялось снижением оборотов в одном из тяговых двигателей. Именно так и устроены военные корабли на воздушной подушке — и русские, и китайские, и американские. А вот дешевые гражданские судна, и «Пегас» не исключение, устроены иначе.

Для экономии используется всего один двигатель, надувание подушки осуществляется частичным отбором воздуха от винта. Недостаток схемы очевиден: при сбросе скорости сразу проседает подушка. К тому же маневрирование осуществляется рулями, примерно как в самолете. Как нам объяснил президент компании «Пласт», выпускающей «Пегас», Павел Плева, для того чтобы повернуть, нужно сбавлять газ. При этом подушка немедленно сдувается. Ладно, если на воде — ну плюхнулись, и поехали дальше. А на земле это уже менее приятно, хотя, конечно, и не смертельно.

Прокатиться нам все-таки не удалось. Сначала из-за того, что машина стояла на колесном прицепе. В дальнейшем конструкторы собираются разработать специальный прицеп с плоским дном, на котором катер может надуть подушку и съехать своим ходом. Снять же полутонный аппарат своими силами нам оказалось не под силу. Поэтому сейчас прицеп с катером загоняется в воду, освобождается от крепежа, судно всплывает и только после этого готово к движению. Когда же «Пегас» все же спустили на воду, Павел Плева, который демонстрировал машину, пообещал прокатить всех желающих потом, после демонстрации маневренных возможностей аппарата на воде. Не сразу, но стало понятно, почему он так поступил. Взлететь и бодро поехать, как в кино, не получилось. Аппарат набирал скорость метров пятьсот. Правда, потом довольно бодро носился по заливу со скоростью около 60 км/ч. Дело в том, что маломощный, 65-сильный двигатель с трудом поднимает над водой одного водителя. Собственно, на фотографиях аппарат и запечатлен как раз в таком варианте. А вот с водителем и пассажиром катер становится похожим на «Запорожец», к которому подцепили автобус. С водителем и двумя пассажирами судно просто не может подняться из воды. Нас заверили, что все дело в том, что в демонстрируемом образце самый слабый двигатель. Есть варианты с 80 и 100-сильным моторами. Однако их мы не видели.

«Пегас» трудно отнести к серьезным машинам для бездорожья, например, для геологов или охотников-промысловиков, особенно если учесть, что заводится он не с первого раза. Так же не понятно, кому он может быть интересен как игрушка. Для так называемого «среднего класса» $25 тыс. за такую машину дорого. Те же, у кого есть деньги на такие игрушки, скорее купят оригинальный hovercraft, который, кстати, не так и дорог — от $5 до $30 тыс., в зависимости от количества мест и мощности двигателей.

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2003).