Управление десантным кораблем на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр» значительно отличается от управления водоизмещающими кораблями и судами. Поскольку реакция на управляющие воздействия очень быстрая, за штурвалом находится лично командир корабля.

1. Штурвал

Поворот штурвала с помощью гидравлики управляет аэродинамическими рулями. Тумблеры на руле управляют струйными рулями (СР), расположенными по бортам корабля (СР также включаются при максимальной перекладке штурвала). Кнопки на руле (под большими и указательными пальцами) позволяют управлять аэрорулями вне зависимости от положения штурвала (что дает возможность не перекладывать руль при резких поворотах).

2. Тяга

Независимые рычаги управления шагом винтов изменяемого шага (ВИШ) со шкалами индикаторов шага.

3. Скорость и направление

Репитер гирокомпаса, шкала лага (скорости корабля), кнопки и рукоятки установки путевого угла (для системы автопилота).

4. Индикаторы аэрорулей

Индикация положения аэродинамических рулей, крена и скорости рыскания (отклонения от курса при включенном автопилоте) корабля.

5. Индикатор дифферента корабля

6. Индикация режимов тяговых агрегатов

Сигнализация управления тремя тяговыми агрегатами верхних двигателей. Индикаторы пяти режимов работы двигателей с фиксированными оборотами — в зависимости от температуры воздуха и загруженности корабля. Кнопка аварийного останова двигателей.

7. Индикация режимов нагнетающих агрегатов

Сигнализация управления двумя нагнетающими агрегатами (два по каждому борту) нижних двигателей. Индикаторы пяти режимов работы двигателей с фиксированными оборотами — в зависимости от температуры воздуха и загруженности корабля. Кнопка аварийного останова двигателей.

8. Электрическая индикация положения шага ВИШ

Используется как дублирующая резервная система индикации, в том числе на случай отказа гидравлической системы управления и/или следящей системы обратной связи.

9. Резервная система электрического дистанционного управления винтами изменяемого шага

Используется как дублирующая резервная система на случай отказа гидравлической системы управления и/или следящей системы обратной связи.
Фото

10. Подъем и посадка

Управление открытием (подъем) и закрытием (посадка) лопаток нагнетающих агрегатов. Когда лопатки закрыты, корабль находится в водоизмещающем режиме, воздух циркулирует внутри резинового ограждения для охлаждения двигателей. При открытии лопаток давление под днищем возрастает, и корабль поднимается.

11. Индикаторы подъема носовой части и открывания сходни

12. Автопилот

Включение автоматической системы, регулирующей загрузку ВИШ для удержания постоянного путевого угла.

13. Включение всех струйных рулей

Открытие всех отверстий СР, приводящее к сбросу давления для быстрой посадки.

14. Режимы и настройка автопилота

Переключает режимы управления аэрорулями при включенном автопилоте.

15. Сброс звука аварийной сигнализации неисправностей

16. Тумблер экстренного торможения

Включает режим увода винтов изменяемого шага в полный реверс с максимальной безопасной (для двигателей) скоростью.

17. Отключение системы защиты двигателей

Отключение системы защиты двигателей и блокировка винтов изменяемого шага для перехода на полностью ручное управление.

18. Торцевая консоль

Резервное управление аэрорулями. Отключение автоматической системы безопасности, ограничивающей значения разницы шага ВИШ.

Почитать о «Зубре» подробнее можно здесь.

Статья «Верхом на подушке» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2014).