Это сегодня у каждого банка по несколько десятков инкассационных броневиков самых разных фирм. Разнообразие компаний, которое строит такие машины, огромно — как в России, так и за рубежом. А в 1950-е про серьёзную защиту перевозимых ценностей только-только начали задумываться — и появился инкассаторских фургон ПАЗ-655.
ПАЗ-655: советский фургон для инкассации

Слова «инкассация» тогда в русском языке ещё и не было. Поэтому эта машина носила наименование «фургон для перевозки ценностей». Базой для неё послужил, как нетрудно догадаться, легендарный советский автобус ПАЗ-651. Первые 651-е вышли из ворот завода 5 августа 1952 года — это были деревянные каркасы, обшитые металлическими листами. Спустя четыре года, в 1955-м, появились первые 651-е с цельнометаллическим кузовом, и это позволило сделать на их базе ряд интересных модификаций.

Но только вот 655-й, как ни странно, был сделан на основе машины с деревянным каркасом, а точнее — на базе хлебного фургона ПАЗ-657 «Хлеб», появившегося годом ранее, в 1954-м. В хлебном фургоне одна стена была глухой, а вторая имела четыре двери для извлечения хлеба. В 655-м же обе стены были глухими, вот и всё отличие.

ПАЗ-655 ПАЗ-655

Кроме того, внутри грузовой отсек был обшит тонколистовым металлом (в «Хлебе» это был картон) во избежание возгорания, а водительская кабина была отделена от грузовой части перегородкой. Собственно, на этом разница заканчивалась — никакого бронирования, даже никаких дополнительных запоров. Охранник сидел рядом с водителем в кабине.

Машины можно было узнать на улице — глухие фургоны однотонной окраски. Никаких дополнительных сведений о ПАЗ-655 нет, до наших дней ни один инкассаторский фургон не дожил, сведений об их ограблениях тоже нет. В общем, автомобиль получился довольно безликим, но всё-таки — первым такого типа в СССР.

ПАЗ-657 Хлебный фургон, от которого