ПАГ: как в Пскове строили автобусы

Сегодня Псковский механический завод производит различные металлоконструкции – стеллажи, сейфы. В 1990-е он был известен как «Псковавто» и строил фургоны на базе УАЗ и ЗИЛ. А ещё раньше он имел собственный бренд и строил автобусы, известные как ПАГ.
ПАГ: как в Пскове строили автобусы

Вообще, все эти КАГи, ПАГи, «Уральцы», «Прогрессы» и другие малоизвестные автобусные марк из СССР появились из-за дефицита. В социалистической модели предложение всегда сильно отставало от спроса, и многие ведомства не могли получить автобус ни по какой разнарядке. Не только обычные граждане стояли годами в очереди на автомобиль.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому ряд ведомств и предприятий налаживали производство собственных автобусов на типовых шасси ГАЗ и ЗИЛ — сперва кустарно, а затем, после некоторых бюрократических мыканий получив финансирование, и серийным образом.

Так случилось и в Пскове. Псковские ремонтно-механические мастерские, занимавшиеся ремонтом автомобилей, в 1968 году были переименованы в Псковский механический завод, и получили от Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР поручение разработать автобус на типовом шасси ГАЗ-51А. Потому что автобусов для механизаторов и мелиораторов не хватало катастрофически. Заказ был страшный: за полгода с нуля разработать и изготовить опытный цельнометаллический автобус вагонной компоновки. На производстве, где автобусы никогда не строили.

1968. ПАГ-1 (П-1АГ)
1970. ПАГ-2
1971. ПАГ-2М
1980-е. ПАГ-3/ПАГ-4/СТГ-01

С 1989 года по начало 2000-х Псковский завод изготавливал бытовки, затем вообще отошёл от автомобильного производства. До наших дней сохранилось несколько ПАГ-2 и ПАГ-2М, в основном в плохом состоянии, ржавеющих в автохозяйствах.