Весь апрель этого года в самом центре Москвы, в пяти минутах ходьбы от Белорусского вокзала, в небольшом цехе работала мастерская по производству настоящих турнирных рыцарских копий, большинству из которых не суждено пережить майские праздники. Чуть позже, в мае, они были сломаны на ежегодном Турнире Святого Георгия, наверное, самом бескомпромиссном рыцарском состязании на планете.
Как делаются рыцарские копья для самого убойного турнира

Главными действующими лицами на этом фантастическом турнире были рыцари и копья, которые и решили, кто есть кто. Главное отличие Турнира Святого Георгия — в неукоснительном следовании правилам и традициям турниров XV века, пика их развития. Рыцари сражаются в точных копиях рыцарских доспехов того времени без использования современных материалов и технологий. И победа в сшибке засчитывается только в двух случаях: если хотя бы один рыцарь выбит из седла или об него сломано копье.

Фото

Закованные в броню рыцари на полном скаку сшибаются копьями со стальными наконечниками-коронелями. Тебя пытается сбить, считай, легковой автомобиль. Российский рыцарь Виктор Ручкин сравнивал ощущение при попадании в шлем с нокаутирующим ударом профессионального боксера. Каждый бой состоит из трех сшибок; если оба усидели в седле все три курса, то победитель определяется по очкам (по одному очку за каждое сломанное копье). Если же один из рыцарей выбьет другого из седла, то бой завершается. Большинство рыцарских турниров в Европе и Америке проводятся по облегченным правилам, а копья снабжены специальным бальсовым наконечником, который при ударе не просто легко ломается, но и очень эффектно «взрывается», разлетаясь фейерверком легких щепок. Такими бальсовыми, почти безопасными поединками в мире занимаются сотни энтузиастов. А вот сшибкой на цельнодеревянных копьях — Solid Lance Jousting — от силы 30 человек. Это бескомпромиссно мужественные и бесстрашные люди, и лучшие из них приезжают на Турнир Святого Георгия. Потому что знают — самые прочные и тяжелые турнирные копья делают русские. Никакой сосны, настоящая прямослойная пихта. И точно без сучков.

Колючий предмет

За копья, как и за многое другое на турнире, отвечает руководитель мастерской агентства исторических проектов «Ратоборцы» Артем Приходов.
Фото
Мы сидим в мастерской и рассуждаем об эволюции этого древнейшего орудия убийства. Копье, оружие пехоты, изначально было, за редким исключением (например, македонская сарисса), довольно коротким, около 2 м, но очень эффективным оружием: куда ни ткни, противнику будет худо.
Фото

Затем копья перекочевали в кавалерию. Техника конного боя требовала тонких и легких копий диаметром около 30 мм и длиной под три метра — до XIII века этого было вполне достаточно: копья легко пробивали любую кольчугу, самую распространенную в то время защиту. Древки копий в Европе традиционно делали из твердолиственных деревьев: ясеня или клена.

 Задача коронеля –
как можно прочнее зацепиться за противника и не соскользнуть. Именно поэтому рыцари не метят специально в голову — рыцарский шлем состоит из скошенных гладких поверхностей, которые эффективно рикошетят удар.

С появлением тяжелых доспехов начинает меняться техника конного боя. Копья становятся толще и длиннее, до 4 м, к тому же меняется главная задача — не убить, а выбить из седла: пленный рыцарь стоит несравнимо больше мертвого.

 Главное оружие рыцаря как в бою, так и на турнире –
не меч, а копье. Копьем наносили первый удар в бою, «копьем» называли боевую свиту рыцаря, его отряд. И сегодня именно копье определяет статус турнира — чем оно крепче, тем более бесстрашен и искусен рыцарь.
Одновременно с рыцарями появляются рыцарские турниры. В этих военных состязаниях погибших поначалу было не многим меньше, чем в настоящих войнах, — в отличие от сражений, на турнире рыцари практически всегда сшибались с равным по силе соперником. Так легкомысленно к потере главной ударной силы никто относиться не мог, церковь и правители пытались запретить турниры или хотя бы сделать их менее опасными. С этой целью внедрялись более гуманные правила, разрабатывались специальные турнирные доспехи и турнирное оружие, в первую очередь копья. На смену долотообразному боевому наконечнику пришел коронель с несколькими зубцами в виде короны, за что, кстати, он и получил такое название. Зубцы достаточно острые, чтобы не соскальзывать при ударе, но поскольку их несколько и они достаточно малы, такой наконечник не пробивал доспехи, а если это случалось, то не наносил глубоких ран.
Фото

Палка-выбивалка

В середине XIV века появляются турнирные седла с усиленной высокой задней лукой — выбить рыцаря из седла становится еще труднее. Копья делаются еще толще и становятся почти неподъемными. Мастера начинают задумываться о смене материала. На смену «боевому» ясеню приходит древесина более легких пород, например пихта. Она в два раза легче, в нижней части почти не имеет сучков, более гибкая и эластичная. Изменяется и геометрия древка — на смену усеченному конусу приходит биконическая форма: от руки рыцаря копье сужается в обе стороны. В самом толстом месте копье может достигать 60 мм в диаметре, сужаясь до 40 мм в тыльной части и до 20 мм в районе коронеля.
Самая загадочная для непосвященного часть турнирного копья –
стопорное кольцо. Именно им рыцарь упирается в стопорный крюк на кирасе — фокр. На боевых копьях его, как правило, не было.

Появляется конусообразная металлическая защита руки — вамплейт, или рондель. Если раньше энергия столкновения расходовалась на пробивание доспехов и тела противника или передавалась этому телу, вылетающему из седла, то теперь выросшая масса бронированного всадника, седло с высокой лукой и специальный наконечник привели к тому, что копью некуда было деться. При ударе рыцарь не мог удержать копье. Чтобы оно не выпадало из руки рыцаря, в доспехе кирасы появляется стопарный крюк — фокр, а на копье — стопарное кольцо. И теперь вся энергия при столкновении тратится на разрушение копья.

Еще один атрибут турнирного копья –
конусообразная металлическая защита вамплейт. Форма и размер вамплейта зависели от типа поединков. Для одних он был диаметром около 15 см, а для других прикрывал всю правую руку рыцаря от запястья до плеча, как щит.

Стенобитное орудие

В XVI веке рыцарство начинает терять военное значение, и турниры все больше становятся развлекательным спортом и представлением. Император Максимилиан, которого называют первым реконструктором рыцарства, тратит на развитие турниров огромные средства, турнирные доспехи достигают пика своего совершенства, становятся надежнее и безопаснее. И требования к копью все дальше уходят от требований к боевому оружию. Чтобы оно было заметнее, его начинают делать все более массивным — такое копье, толстое как бревно, может передать максимальный импульс противнику и повышает шансы выбить его из седла. Но удержать его становится практически невозможно, и для помощи на доспехах появляется еще один крюк сзади. Сломать такое копье крайне трудно, и поэтому со временем его стали делать полым — специально для того, чтобы оно легче разрушалось.
Фото
Впрочем, на Турнире Святого Георгия рыцари XV века сражаются копьями, напоминающими скорее стройное деревцо, а не мощное бревно. И теперь вы знаете, где и кто их делает.

Статья «Таранное оружие» опубликована в журнале «Популярная механика» (№6, Июнь 2016).