30 лет развития телекома глазами сотрудников МТС

Мир знает немало примеров, когда стартап становился технологическим гигантом. Обычно такой рост означает, что его основатели умели смотреть в будущее и даже его создавать. Технические возможности меняются, а вместе с ними меняются и ожидания клиентов: их быстро перестают устраивать технологии из прошлого, которые совсем недавно вызывали восторг.
30 лет развития телекома глазами сотрудников МТС
Shutterstock.com

Мобильная связь — одна из наиболее сильно изменившихся на наших глазах сфер. Многие уверены, что прогресс от простеньких кнопочных телефонов 90-х до смартфонов с возможностями компьютера обеспечен только производителями. Но большая роль принадлежит тем, кто все это время развивал сеть, поддерживающую работу этих устройств, — мобильным операторам.

Мы пообщались со специалистами, которые больше 20 лет работают в МТС. За это время из оператора мобильной связи компания стала экосистемой, способной реализовать значительную часть потребностей пользователей. Наши герои прошли этот путь вместе с ней и были участниками глобальной трансформации.

Татьяна Бокова, разрабатывает ПО для внутренних сервисов компании
Татьяна Бокова, разрабатывает ПО для внутренних сервисов компании
Архивы пресс-службы

История Татьяны — это пример того, как желание развиваться и осваивать новые навыки позволяет построить интересную профессиональную карьеру. В середине 90-х Татьяна окончила Московский институт связи (сейчас МТУСИ) и пришла работать на аналоговую телефонную станцию. Татьяна вспоминает, что это был огромный зал с пятиметровыми потолками и шкафами во всю высоту. Соединение абонентов происходило механически, а сам момент подключения электрических контактов сопровождался грохотом.

«Работать было в прямом смысле слова невыносимо: в часы пик мы периодически выходили из зала, чтобы дать отдохнуть ушам»

Переход на «цифру» принципиально изменил работу операторов. Полная тишина казалась фантастикой, и даже неисправности были «цифровыми» — чаще с настройками, чем с физическими контактами.

Новые технологии стали новыми во всех смыслах, и чтобы разобраться в них, приходилось не только использовать документацию, но и дополнительно изучать специализированную литературу. До чего-то приходилось «доходить» самостоятельно, получая бесценный практический опыт. Со временем такой практики становилось больше, и Татьяна все чаще помогала коллегам разобраться в сложных ситуациях. Учитывая опыт и экспертизу Татьяны, компания предложила ей расширить сферу деятельности, занявшись обучением сотрудников.

«Очень здорово, когда работодатель не просто дает тебе возможность расти, а помогает в этом, доверяя новые задачи, потому что развитие самой компании сложно представить без развития сотрудников»

Татьяна стала тренером в корпоративном университете для сотрудников нетехнических подразделений компании. Например, она помогала коллегам из салонов связи лучше понимать, как устроена мобильная связь. Однако на этом развитие ее карьеры не закончилось.

Архивы пресс-службы

Следующим этапом стала работа с обращениями клиентов. Обратная связь от пользователей — один из самых эффективных инструментов улучшения пользовательского опыта. Их впечатления, замечания и требования помогают устранить ошибки в работе сети и сделать использование платформы более комфортным. Компания осваивала новые сегменты бизнеса и приходилось с нуля настраивать многие процессы, происходящие уже в экосистеме МТС.

Опыт технической поддержки пользователей дал Татьяне возможность глубже взглянуть на взаимоотношения между клиентом и цифровыми сервисами, которые поддерживают бизнес, и стать аналитиком в направлении развития цифровых решений.

Фактически Татьяна повторила путь МТС в миниатюре. Вместо того чтобы расти исключительно в вертикальной структуре (от рядового сотрудника до начальника подразделения), она расширяла свои компетенции и двигалась горизонтально, становясь все более ценным специалистом широкого профиля.

«МТС сегодня — это целая экосистема, в которой много разных продуктов: например, я пользуюсь домашним интернетом от нашей компании, кинотеатром KION, у меня банковский счет в МТС Банк. Тут просто огромные профессиональные перспективы, и вопрос только в том, чтобы найти время и научиться чему-то новому»

Часто работа сотрудников связи не видна клиентам, но есть проекты, которые оказывают влияние на повседневную жизнь, пожалуй, каждого человека. Например, Игорь Казеннов — один из тех, кто сделал мобильную связь в метро доступной и качественной.

Игорь Казеннов, руководит развитием сети МТС в Московском метрополитене
Игорь Казеннов, руководит развитием сети МТС в Московском метрополитене
Архивы пресс-службы

Он пришел в МТС на должность технического специалиста в 1998 году и занимался развитием сети: сотовая связь тогда была в зачаточном состоянии. Например, в сельской местности пользователям приходилось ходить по округе и искать точку с наиболее стабильным приемом, а в городских многоэтажках — подходить к окну. В то время Игорь в основном работал с локациями, где собиралось много абонентов: например, с торговыми центрами или местами проведения массовых мероприятий. Также было много поездок по регионам, чтобы передавать московский опыт.

Постепенно качество связи становилось все лучше и вскоре стало очевидно, что люди хотят оставаться на связи и в метро. К слову, средний москвич ежедневно проводит в подземке до полутора часов. Первый «подземный» звонок был совершен из метро со станции «Марксистская» в 2000 году — связь обеспечивала МТС, проектом руководил Игорь.

«Почему именно "Марксистская"? Эта станция была ближайшей к офису МТС, поэтому решили начать именно с нее»
Коммерсант

В 2009 году Игорь полностью переключился на развитие мобильной сети МТС в Московском метрополитене и сегодня руководит этим сложным проектом. К 2014 году МТС покрыла сетью LTE уже 76 регионов России и первой среди всех российских операторов запустила сеть этого стандарта в метро. Связь уже давно есть не только на станциях, но и в тоннелях — для обеспечения сигнала в них операторы используют специальный кабель. Все новые станции, которые активно открываются в Москве, уже при запуске обеспечены связью.

«Ни один прогноз не может точно предугадать величину пассажиропотока. Как много людей (для нас — абонентов) будут пользоваться новой станцией? Как изменится загрузка на остальных? Приходится постоянно быть начеку и оперативно реагировать на все изменения»

Если оглянуться, изменения в качестве жизни горожан произошли колоссальные. То, что 30 лет назад казалось фантастикой, сегодня воспринимается как норма.

Алексей Славнов, строит волоконно-оптические линии связи МТС в Москве
Алексей Славнов, строит волоконно-оптические линии связи МТС в Москве
Архивы пресс-службы

Клиенты компании могут наблюдать за ее развитием только по финансовой отчетности или по списку доступных услуг. Сотрудники с большим стажем видят все изнутри и знают то, что для большинства из нас остается «за кадром».

Алексей Славнов пришел в МТС на должность старшего инженера в начале 2000-х, до этого служил в Вооруженных силах (тоже по линии связи). Отдел развития сети, в котором он работал, занимался строительством «оптики» и установкой каналообразующего оборудования на транспортной сети. Этот период Алексей ценит в своей карьере больше всего: все были полны энтузиазма, вдохновлены новизной и сложностью задач. Приходилось многое осваивать «в бою», много читать, развиваться, преодолевать непонимание, убеждать в необходимости нового.

«Работа инженера была сложной не только с профессиональной точки зрения, но и физически. Мы таскали тяжелое оборудование на верхние этажи высотных зданий, и не всегда попасть туда можно было на лифте. Инженер должен был отвечать и за доставку оборудования, и за его установку, и за настройку, и за эксплуатацию. Один за всех»
Коммерсант

Сегодня значительную часть физической работы выполняют подрядчики, а инженеры организуют и оптимизируют процесс. Но это не значит, что они расслабились и лениво щелкают мышкой, сидя в кресле. Следующий этап, когда Алексею пришлось много учиться, переход с релейной передачи сигнала на «оптику».

«Современная связь — это не та область, где можно один раз пройти обучение и потом работать всю жизнь. Здесь постоянно что-то меняется — вчера работали с медными кабелями, сегодня с "оптикой", завтра будем с чем-то еще, и снова инновационным»

Труд и навыки каждого инженера это вклад в развитие всей компании, а потому она старается привлекать на работу как можно больше компетентных специалистов — как опытных, так и начинающих. Последних интересует конкурентная заработная плата и хорошие перспективы карьерного роста. Чтобы помочь студентам профильных вузов с карьерным стартом, в МТС работает программа оплачиваемых стажировок. Ежегодно на стажировку приходят около 500 студентов, примерно половина остается работать в экосистеме.

Сейчас Алексей руководит отделом, опираясь на весь «полевой» опыт. Он уверен: карьера в значительной степени зависит от самого человека чего он хочет, сколько сил готов в это вложить.

«Я бы советовал молодым сотрудникам активно заниматься собственным развитием. Начиная с развития тела (спорт, фитнес, другие нагрузки), заканчивая компетенциями, которые не входят в прямые обязанности. Перспективный специалист должен быть активным и инициативным, понимать, что он делает в компании и для чего это нужно. И, конечно, сам должен хотеть расти»

За 30 лет услуги связи из диковинки превратились в часть жизни каждого человека. Непрерывно развиваясь и вкладываясь в развитие сотрудников, компания смогла выйти на новые для себя рынки, предоставляя теперь не только быстрый интернет и качественную голосовую связь, но и десятки сервисов для работы и отдыха. По мнению J’son & Partners Consulting, МТС вторая по популярности экосистема в России. Теперь в компании работают не только лучшие в стране связисты, но и сильнейшие ИТ-специалисты, гуру цифровых сервисов, сценаристы, дизайнеры и многие другие, которые работают над проектами в сфере финтеха, мультимедийного контента, безопасного умного дома, искусственного интеллекта, облачных решений.

Конечно, слаженное взаимодействие между экосистемными бизнесами — это результат совместного труда многих сотрудников, не только телеком-инженеров. Сегодня это более 61 тыс. человек разных профессий, с разными компетенциями, работающих по всей стране. Экосистемный подход дает им возможность получить безграничный опыт, участвуя в кросс-функциональных командах, тесно работая как с другими подразделениями, так и компаниями внутри экосистемы.

Реклама. ПАО «МТС» ОГРН: 1027700149124

?erid=LjN8KC2CE