Этот самолет испытывает двигатели для SJ-100: как работает уникальный Ил

В последнее время СМИ много пишут об испытаниях импортозамещенной версии пассажирского самолета Sukhoi SJ-100, и в этих новостях неизбежно упоминают самолет-лабораторию Ил-76ЛЛ. Techinsider разобрался, что это за мифический самолет и почему он так важен.
Этот самолет испытывает двигатели для SJ-100: как работает уникальный Ил
Kobel | Wikipedia, CC3.0
2 августа модернизированный SJ-100 успешно совершил второй испытательный полет.

Это первый экземпляр так называемого импортонезависимого «Суперджета» – он собран преимущественно из российских узлов. В том числе ближнемагистральный лайнер должен получить отечественные двигатели ПД-8. Правда, первый опытный экземпляр все еще летает с франко-российскими SaM146, поскольку ПД продолжает проходить программу испытаний на стендах и на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зачем нужны летающие лаборатории

Спрашивается: а почему новый двигатель не обкатывать сразу на «Суперджете»? В конце концов, если конструкция двигателя окажется сырой и он откажет в полете, не все ли равно, на каком самолете это случится?

Оказывается, не все равно. Более того, есть и другие причины, чтобы выбрать для первой летной пробы грузовой Ил-76.

Летающие лаборатории – это целый класс уникальных и экспериментальных самолетов, используемых при создании новой авиационной и космической техники. В одном только СССР и позднее России их было создано около полуторых сотен. Среди них были очень необычные, включая Ту-95ЛАЛ, самолет с ядерным реактором, и А-60, носитель лазерного оружия на базе Ил-76. Стоимость одной такой лаборатории может превышать стоимость будущего серийного самолета, а в одном проекте их может работать более десятка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ил-76ЛЛ с опытным турбовинтовым двигателем ТВ7-117СТ, разработана ЛИИ
ПД-8 – уже не первый авиационный двигатель, который испытывают на Ил-76ЛЛ. Ранее таким же образом проходил летные испытания турбовинтовой ТВ7-117.
Kirill Borisenko | Wikipedia, CC4.0

Больше всего летающих лабораторий делается для испытаний новых двигателей. Как правило, под эту цель отводят машины:

  • хорошо проверенные и безотказные,
  • стабильные и безопасные в управлении,
  • с хорошей грузоподъемностью,
  • многомоторные.

Среди российской техники для этого больше всего подходит Ил-76, у которого один из штатных двигателей (ближний к фюзеляжу) заменяют на опытный.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • В случае непредвиденной ситуации отказа нового мотора этот четырехмоторный самолет с гарантией сохранит управляемость,
  • а вместимость и грузоподъемность у него достаточны, чтобы поднять все измерительное оборудование и команду испытателей.

Ранее Techinsider также рассказывал: