Закат на Балтийском побережье очень красив, но в Донском почти никто не обращает внимания на заходящее солнце. Летчикам и техникам отдельной корабельной противолодочной вертолетной эскадрильи морской авиации Балтийского флота не до красот природы: начинается подготовка к ночным полетам.

После проведения предполетной подготовки и запуска газотурбинных двигателей вертолет Ка-27ПЛ начинает раскручивать несущие винты, готовясь к взлету и выполнению учебного задания.
Рыбалка с воздуха Слегка игривая, но остроумная эмблема противолодочных сил ВВС Балтийского флота весьма точно отражает стоящую перед ними задачу — выловить из воды потенциальных «хищников».
Цвет спасения Командир вертолета капитан Алексей Кутепов готовится к взлету. Оранжевый морской спасательный костюм МСК-3М, подключенный к системе отопления и вентиляции, в случае аварийной посадки на воду дает шанс продержаться на плаву в холодной воде в течение 12 часов.
Автомат перекоса вертолетов КБ Камова с двумя несущими винтами противоположного вращения — сложный и красивый механизм со множеством шарниров и тяг.

Снаружи вертолет Ка-27ПЛ выглядит не особенно элегантно. У него нет «хищных» или «скоростных» обводов. По современным меркам его крейсерская скорость не особенно высока — всего 250 км/ч. Но, как метко сказал один из летчиков, «никто не ездит на рыбалку на гоночной машине». Между тем именно «рыбалка», а точнее «подводная охота», и является основной задачей этих вертолетов.

«Наши вертолеты, которые могут базироваться даже на относительно небольших кораблях, значительно расширяют их возможности в плане противолодочной обороны, — объясняет помощник штурмана авиабазы «Донское» майор Игорь Высоцкий. — На дальних рубежах вскрытие подводной обстановки обеспечивают противолодочные самолеты, а на долю вертолетов остаются ближние рубежи».

Большие уши

Основное «оружие» Ка-27ПЛ — это поисково-прицельная система «Осьминог». Она обеспечивает автоматизированную обработку информации, поступающей от гидроакустической станции (ГАС), радиолокационной станции, систем навигации и тактической обстановки. Зависнув над водой на высоте около 30 м, вертолет спускает на кабель-тросе гидрофоны ГАС, которая может работать как в пассивном режиме, так и в активном, с круговой или секторной направленностью.

«Заглубление гидрофонов зависит от гидрологии моря, температуры, солености, погоды и других факторов, — поясняет Игорь Высоцкий. — Поскольку глубины на Балтике достаточно небольшие, здесь хватает нескольких десятков метров. Для вскрытия подводной обстановки в радиусе нескольких километров требуется обычно от 3 до 10 минут, хотя все зависит от условий.

Например, мелководье облегчает поиск, а вот большое количество всяческого железа (остовы кораблей, баржи, грузы) на дне сильно усложняет, особенно в активном режиме — они дают нерегулярную акустическую картину, так что приходится сверяться с картами, где обозначены такие особенности. Собственно, по этой же причине на Балтике не слишком эффективен поиск с помощью магнитометра, хотя в других морях можно использовать и этот метод. Много проблем создает также ветер, который отклоняет кабель от вертикального положения, искажая направленность гидрофонов».

Время разбрасывать

Помимо ГАС, Ка-27ПЛ может нести комплект из 36 сбрасываемых гидроакустических буев. «Буи сбрасывают с горизонтального полета на приличной высоте, чтобы охватить достаточную территорию, — говорит штурман-оператор противолодочного вертолета, старший лейтенант Камиль Сибагатов. — Каждый буй спускается на парашюте, заглубляется и, работая в пассивном режиме, контролирует обстановку в радиусе нескольких сотен метров.

А в случае обнаружения шумового сигнала начинает передавать эти данные по радиоканалу. В результате за один боевой вылет Ка-27ПЛ позволяет вскрыть подводную обстановку в радиусе примерно 20 км (без сброса буев — немного меньше). Радиус обнаружения подводной лодки колеблется в довольно широких пределах — от десятков метров до нескольких километров. Это значение зависит от гидрологии, волнения, размера лодки, наличия кораблей и судов, которые создают серьезные помехи, и металлических частей на дне, особенно в активном режиме».

Железная птица

Впрочем, Ка-27ПЛ может нести не только множество «ушей» (гидроакустических буев) в поисковом варианте загрузки, но и (в ударном варианте) «дубинку» — 800 кг боевой нагрузки: противолодочные торпеды, ракеты или 50- и 250-килограммовые авиабомбы. Существует и специальная поисково-спасательная модификация вертолета Ка-27ПС, оснащенная лебедкой для подъема пострадавших из воды.

Соосная схема с двумя несущими винтами противоположного вращения, отличительный признак машин КБ Камова, выбрана не случайно — такая конструкция позволяет сделать вертолет более компактным, что немаловажно для размещения на небольших кораблях. Лопасти корабельных вертолетов сделаны складными, чтобы дополнительно уменьшить габариты машины.

«Управляемость и маневренность у машин с соосными винтами отличная, — говорит командир вертолета, капитан Алексей Кутепов. — Основная специфика полетов над морем?

Сложно ориентироваться над однородной поверхностью и зависать на небольшой высоте, удерживая машину неподвижно, пока штурман-оператор изучает обстановку с помощью ГАС. А самое сложное, конечно, — это посадка на корабль. С вертолета посадочная площадка выглядит примерно как спичечный коробок с высоты человеческого роста…»

Статья «Охота на крупную рыбу» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2013).