Вячеслав Дубынин о теме своей лекции, которая состоится 7 октября в рамках проекта «Популярный лекторий».
Мозг и гормоны: почему мы любим наших детей, а дети — нас? Комментарий лектора
Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ

Забота о детях оправдана биологически. Именно она гарантирует нашим генам (этим «эгоистичным» фрагментам молекул ДНК) успешный переход из постаревшего тела родителя в «новую упаковку» — юный организм потомка. На физиологическом уровне в основе материнской (отцовской) любви — деятельность глубинных нервных центров и специфический гормональный фон, формируемый контактом с младенцем. На нейроны и эндокринные клетки родителя действует масса стимулов: внешность новорожденного, прикосновения к нему, звуки, запахи, не говоря уже о сосании груди в процессе кормления. И если все получается — мы испытываем мощные положительные эмоции, указывающие мозгу (в том числе, центрам обучения и памяти): «То, что ты делаешь — хорошо и правильно!». Такие эмоции предопределены врожденно, но от этого не становятся менее возвышенными и прекрасными, вдохновляющими поэтов, композиторов, художников — от колыбельных песен до мадонн да Винчи и Дали.

Почему же порой что-то идет не так? Откуда берется, например, материнская депрессия и отцовское безразличие? Мы еще только начинаем понимать всю сложность этой проблемы, делаем первые шаги в направлении ее специфической (в том числе — фармакологической, с помощью лекарств) коррекции. Все это очень актуально, поскольку в ситуации нарушенного взаимодействия с родителем, при недостатке материнской и отцовской заботы ребенок растет более тревожным, хуже учится, испытывает проблемы с социальной адаптацией. А потом с большой вероятностью переносит усвоенную модель внутрисемейных отношений на своих собственных детей.

Впрочем, далеко не всегда в проблемах поведения ребенка имеет смысл как-то винить родителей. К сожалению, существует целый ряд до сей поры плохо уловимых факторов (генетических, связанных с нарушениями беременности и влияниями загрязнений окружающей среды), которые способны вызвать те или иные нарушения. Один из наиболее ярких примеров — аутизм, зачастую грубо ломающий врожденные программы детской привязанности к маме и папе (да и все социальное взаимодействие). И в таких случаях родительская любовь и самоотверженность — главная палочка-выручалочка, способная скорректировать многие проблемы и патологии. А чтобы помочь родителям — биологи и медики продолжают поиск лечебных препаратов, способных противостоять аутизму…

Об этом и многом другом и пойдет речь на лекции.