В конце XIX века на вопрос о том, передается ли по наследству интеллект и выдающиеся способности, впервые попыталась ответить наука.
«Передается ли интеллект по наследству?» Комментарий лектора

Благодаря Френсису Гальтону родилась количественная поведенческая генетика, которая пыталась численно определить вклад генов в наследуемость каких-либо поведенческих признаков. Исследуя родословные, Гальтон пришел к выводу, что если вы гений — то с вероятностью 50% ваша сын также будет гением. Отец, почему-то, был гением с вероятностью только 30%, а с вероятностью 15% гением был ваш дед.

Сейчас мы знаем, что Гальтон не учел в своих подсчетах много важных вещей. Но поведенческая генетика до сих пор идет по пути количественной оценки вклада генетических факторов в различия между. Так, среди результатов уже XXI века — более точная оценка роли генетики в способностях. Один из самых цитируемых психологов XX века, Роберт Пломин, показал вместе с коллегами на выборке из 13 тысяч детей, что наследуемость школьных оценок равна 62%. В другой работе этой же группы был показан неожиданный факт — наследуемость интеллекта отличается в разном возрасте: она растет от 41% в 9 лет, до 66% — в 17.

На лекции мы поговорим о том, почему все это не значит, что у умных людей рождаются умные дети, какова на самом деле роль среды и генов в различиях между людьми и как правильно трактовать данные поведенческой генетики.