Ледозаливочные машины Замбони — обязательный атрибут хоккейных состязаний, выступлений фигуристов и конькобежцев
Революция в хоккее: как изобрели ресурфейсер
Ледозаливочные машины Замбони - обязательный атрибут хоккейных состязаний, выступлений фигуристов и конькобежцев

Фрэнк Замбони родился в 1901 году в США в семье эмигрантов из Италии. Детство его прошло на ферме в Айдахо, в 15 лет Фрэнк уже помогал родителям по хозяйству и работал в местной мастерской, помогая чинить различную технику. Когда в 1920 году семья продала ферму и переехала в Лос-Анджелес, Фрэнк и его младший брат Лоуренс устроились механиками в гараж, которым владел их старший брат Джордж. Через год, накопив денег, Фрэнк уехал учиться в Чикаго, где познакомился с электрическим бизнесом. После возвращения он вместе с Лоуренсом занялся установкой водяных насосов на окружающих фермах и бурением артезианских скважин.

В 1927 году братья решили переключиться на «ледяной» бизнес — стали изготавливать блоки льда для местных торговцев овощами и фруктами. Однако в середине 1930-х стало понятно, что этот бизнес не имеет будущего, — все больше торговцев обзаводились холодильниками. В 1939 году братья продали свое дело, а вот холодильное оборудование оставили — им пришла в голову новая идея. Напротив своей бывшей фабрики в январе 1940 года они открыли каток «Исландия»: арена размером 30 х 60 м вмещала 800 катающихся и была одной из самых больших в стране (в том же году над ней возвели купол для защиты от солнца). Фрэнк разработал и запатентовал оригинальную конструкцию, которая позволяла получить совершенно ровный лед без «ряби» от проходящих под полом охлаждающих труб. Каток стал очень популярен, но каждый день как минимум полтора часа расходовались, с точки зрения Фрэнка, совершенно непроизводительно. Три человека скребками выравнивали поверхность, смывали из шланга ледяную крошку, удаляли резиновыми швабрами грязную воду, а затем разбрызгивали чистую воду для получения гладкого льда.

Чтобы ускорить процесс, в 1942 году Фрэнк купил трактор Ford-Ferguson. Сначала он предназначался только для выравнивания поверхности, но Фрэнк начал экспериментировать с этой машиной. Первые попытки оказались неудачными, и он отложил эту идею, вернувшись к ней только в 1947 году. После нескольких прототипов в 1948 году увидела свет Model A, которая позволила совместить все вышеперечисленные операции. Это давало возможность одному человеку приводить поверхность катка в порядок всего за 10 минут! В мае 1949 года изобретатель подал заявку на патент, а в следующем основал семейную фирму, которую предложил назвать Paramount Engineering Co. Название оказалось занято, и изобретатель, недолго думая, дал компании собственное имя — Frank J. Zamboni & Co.

Первую машину (Model B) Замбони сделал для катка в Пасадене. Вторую для своих выступлений купила трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, звезда балета на льду и киноактриса Соня Хени. Качество льда и скорость работы машины произвели на Соню такое впечатление, что она купила и следующую машину. Ее гастрольный тур послужил прекрасной рекламной кампанией машин Фрэнка Замбони. За прошедшие с момента основания годы компания продала более 7000 своих ледозаливочных машин. И хотя такие аппараты выпускает множество компаний, имя «Замбони» давно стало нарицательным в среде спортсменов и болельщиков.

Статья «Повелитель ледяных полей» опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2009).