Профессия изобретателя сродни ремеслу предсказателя. И тот, и другой пытаются заглянуть в будущее.

В 2002 году исполнилось 550 лет со дня рождения Леонардо да Винчи. В честь этого события, а также по случаю собственного 130-летия московский Политехнический музей решил познакомить россиян с творчеством великого Леонардо. Экспозиция «Мир Леонардо» демонстрирует наиболее интересные изобретения и разработки Леонардо да Винчи. Основа выставки — экспонаты из Национального музея науки и технологии им. Леонардо да Винчи в Милане (Италия). Это модели, выполненные в середине XX века по его эскизам. К сожалению, количество экспонатов невелико, но даже они дают неплохое общее представление о проектах и изобретениях Леонардо.

Мы не будем рассказывать о творчестве да Винчи-художника и ограничимся только его техническими проектами.

Одно из самых интересных изобретений Леонардо — самодвижущаяся повозка. Многие считают ее прототипом современного автомобиля. Иногда ее даже называют «автомобиль Леонардо». Повозка приводится в движение пружинным механизмом, подобным тому, который используется в арбалетах. У автомобиля Леонардо 4 колеса, задние — ведущие, одно переднее колесо посередине и еще одно — рулевое, румпельного типа. Вращение на задние колеса передается от пружин специальными тягами, задние колеса соединены между собой шестернями, отдаленно напоминающими прототип современного дифференциала. Во времена Леонардо эта повозка предназначалась для увеселения королевского двора. К сожалению, по макету, выставленному в Политехническом музее, трудно понять, как приводился в движение этот далекий предок автомобиля. Однако, приложив немного воображения, это вполне возможно представить. Кстати, некоторые исследователи творчества Леонардо да Винчи считают, что на этом рисунке изображен не автомобиль, а программируемый робот!

Танки

Танки, эти боевые машины современной войны, впервые тоже были предложены Леонардо да Винчи. Конечно, это был не танк в современном виде, но сама идея была просто поразительна. Леонардо планировал во главе наступающих войск поставить крытые, хорошо защищенные кованым железом (то есть бронированные) повозки в виде шатра.

Они были тяжелыми, и вначале их планировалось перемещать при помощи парусных судов. Однако это сильно ограничивало мобильность, и Леонардо решил поместить внутрь повозки 8 человек, которые с помощью рычагов через прообраз коробки передач вращали 4 колеса.

Повозка была снабжена множеством пушек, торчащих из бортов, а в верхней части находилась башенка с узкими бойницами — для наводчика-корректировщика огня. Правда, не совсем понятно, как в ограниченном пространстве можно было перезарядить многочисленные пушки: орудий, заряжаемых со стороны казенной части, в то время не существовало. Сомнителен также и тот факт, что 8 человек вообще могли бы сдвинуть эту махину с места на бездорожье.

Лодка

Узнаёте? Очень похоже на гребные суда, ходившие по рекам в XIX веке. Но идея намного старше, и, разумеется, авторство принадлежит Леонардо да Винчи. Именно он предложил оснастить судно гребными колесами. Движущей силой служили люди, крутившие рукоятки под палубой, а на колеса вращение передавалось с помощью хитрой системы шкивов, маховика и цевочной передачи. В рисунке допущена ошибка — при такой конструкции колеса будут вращаться в разные стороны!

Мост

«Владею способами постройки легчайших и крепких мостов, которые можно без всякого труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда бежать от него, и другие еще, стойкие и не повреждаемые огнем и сражением, легко и удобно разводимые и устанавливаемые».

Леонардо имеет в виду не что иное, как разводной мост! Мост этот представляет собой один пролет, закрепленный на берегу реки вертикальным шарниром, вокруг которого он и поворачивается. Перекидывание моста производится за счет канатов, лебедок, колес и металлических валиков. Для балансировки моста при опускании его

на противоположный берег используется противовес.

Подводим итог

Проектируя различные механизмы, Леонардо да Винчи столкнулся с множеством инженерных проблем, которые ему пришлось решать. Многие из его решений выглядят настолько современно, что это просто поражает воображение. Так, например, в музее выставлены сделанные по рисункам да Винчи механизмы передачи движения. Здесь и шестереночные редукторы, и цевочные передачи, и косозубые шестерни (широко используются в трансмиссиях современных автомобилей), и кривошипно-шатунный механизм (одна из основных деталей в современных поршневых двигателях), и кулисные механизмы, и даже передачи с эллиптическими шестернями. Практически все они широко используются в современной технике.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2003).