Примус: история изобретения туристской горелки

Во второй половине XIX века появились первые работоспособные двигатели внутреннего сгорания, сначала газовые, затем бензиновые. Индустриализация шла быстрыми шагами, и двигатели стали встраивать во все, что только требовало механического привода.
Примус: история изобретения туристской горелки

Первые бензиновые ДВС не имели электрической системы зажигания, вместо этого использовалось открытое пламя или калильная свеча — раскаленная трубка или платиновая проволока. Таким образом, для первоначального запуска двигателя необходимо было разогреть свечу до высокой температуры. Для этого обычно использовали паяльную лампу — недавнее (1882 год) изобретение шведа Карла Рикарда Нюберга.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Франс Вильгельм Линдквист начал свою карьеру в качестве рабочего на металлообрабатывающем заводе в Эскильстуне, затем переехал в Гетеборг, а оттуда — в Стокгольм, где устроился на работу механиком в компанию Separator (ныне Alfa Laval). Ему неоднократно приходилось пользоваться паяльной лампой, и однажды он задумался: почему факел лампы, выделяя много тепла, практически не коптит? Ответ был очевиден — керосин в лампе нагревался и испарялся, его пары смешивались с большим количеством воздуха, и такая смесь сгорала почти полностью, без дыма и копоти. Франс и его брат Карл Андерс решили воспользоваться этим принципом для создания портативной и эффективной керосиновой печки.

Исключительное удобство в применении этой печки сделало ее название нарицательным
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Большинство керосиновых печек в те времена представляли собой увеличенные версии керосиновой лампы — с фитилем и открытым пламенем. Они давали не слишком много тепла, а неполное сгорание жидкого керосина производило много копоти. Для преодоления этих недостатков требовалось радикально изменить конструкцию печки. В 1891 году братья Линдквист получили патент на печку нового типа. Она представляла собой герметичный бачок с керосином (или бензином), где с помощью насоса создавалось небольшое избыточное давление воздуха. Под действием этого давления топливо поступало в вертикальную форсунку, но до этого проходило через нагревательный элемент, где испарялось и смешивалось с воздухом. Такая печка давала очень мощное и почти бездымное пламя, была чрезвычайно компактна и достаточно безопасна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Воспользовавшись помощью владельца механической мастерской Йохана Свенссона, Франс в 1892 году наладил производство печек, которые он назвал латинским словом Primus («первый»), а в 1898 году была образована одноименная компания. Печки Линд-квиста оказались необычайно успешными, они экспортировались во многие страны мира в почти неизменном виде до 1980-х и производились другими компаниями под марками Primus, Optimus, Radius и Svea — всего было выпущено более 50 млн. штук! Со временем печки на жидком топливе стали вытесняться в узкую профессиональную нишу более безопасными и удобными газовыми горелками.