Мало кто обращает внимание на дорожных рабочих. Ну копошатся там какие-то люди в ярко-оранжевых жилетках — подумаешь, большое дело! Их инструмент вообще никто не замечает. И зря! Эволюция этого самого инструмента представляет определенный интерес.

Отбойные молотки придумали так давно, что никто уже и не помнит дату. Сначала они были электрическими. Боек, который перемещается внутри корпуса молотка со скоростью 1000−1500 ударов в минуту, наносит удары по хвостовой части инструмента. Эти удары передаются так называемому «исполнительному органу», или, говоря проще, насадке. Насадки бывают самыми разными — от пики до лопаты, в зависимости от выполняемых работ.

Отбойные молотки бывают электрическими, бензиновыми и пневматическими. Сначала, повторяем, их делали электрическими. Электромотор крутил ротор, который сообщал поступательные движения бойку. Но у электродвигателя есть серьезный недостаток — он может искрить. Это исключает его применение там, где есть опасность пожара или взрыва.

У бензиновых отбойных молотков недостатков так много, что мы даже не станем пытаться их перечислить. Но есть и достоинство — им можно работать даже в чистом поле, где нет никакого другого источника энергии. Правда, остается вопрос — а что там им делать?

И вполне закономерно, что в схватке разных типов отбойных молотков победил пневматический. Здесь будет уместно напомнить, что существует два вида пневматических двигателей — во‑первых, объемные и, во‑вторых, турбинные. В первом типе двигателей работа совершается в результате расширения сжатого воздуха в цилиндрах поршневой машины, то есть используется потенциальная энергия сжатого воздуха. Во втором типе работа совершается в результате воздействия потока воздуха на лопатки турбины, то есть используется кинетическая энергия. Сжатый воздух подается к инструменту по гибкому шлангу, который может иметь значительную длину.

Поршневые и ротационные пневматические двигатели относятся к классу объемных. Они и получили наибольшее распространение в отбойных молотках (как и везде, впрочем). Преимуществ у них масса — они не искрят, не боятся влаги. Правда, сжатый воздух нужно откуда-то получать. Но это не представляет большой проблемы, так как насосы можно разместить в значительном удалении от места работы инструмента.

Но и электрические отбойные молотки не умерли — для них осталось множество применений. Сегодня их выпускают все основные компании, изготавливающие промышленный инструмент, — Atlas Copco, Dauer, DeWalt, Makita, Bosch, Hilti. Но главное — отбойные молотки породили новый класс инструментов — перфораторы. Это, в общем, тот же отбойный молоток (конечно же, с существенно меньшей мощностью), но еще и дрель. Сам термин «перфоратор» пришел из горного дела и изначально означал «бурильный молоток». Конечно, в современных перфораторах нет устройства для удаления горной породы (в горном деле для этого используется сжатый воздух или струя воды), но, в общем, изменилась не суть, но, скорее, область применения — теперь при помощи перфораторов делают отверстия в самых разных материалах.

Главное, что следует учитывать при выборе перфоратора, — мощность. И цену, конечно. Здесь, как нигде, действует правило — «чем дешевле, тем хуже». Предпочтительнее устройства с металлической коробкой и с дополнительными свойствами — отключение вращения и т. п.

В общем, если вам действительно нужен перфоратор, вы сможете с толком и со вкусом потратить немалые деньги. Затраты окупятся — не сомневайтесь.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2002).