Что общего между карманным фонарем на батарейках и моделями поездов? На первый взгляд — ничего. Между тем, автор этих привычных нам вещей — один и тот же человек.
Свет и рельсы: Карманный фонарь и игрушечные поезда

Джошуа Лайонел Коуэн был буквально помешан на изобретательстве. Но истинной его страстью были поезда. В 7 лет он вырезал из дерева маленький локомотив и даже пытался оснастить его паровым двигателем, но дело закончилось пожаром. Первым крупным изобретением Коуэна стал маленький плавкий запал для магниевых фотовспышек. Автору казалось, что запал произведет революцию в стремительно развивавшейся в то время фотографии. Но фотографы холодно отнеслись к его идее. Зато заинтересовался ВМФ США, купивший в 1898 году 24 тысячи запалов. Разумеется, не для того, чтобы фотографировать — просто это изобретение наилучшим образом позволяло взрывать подводные мины.

В том же году у Коуэна появляется еще одна интересная идея — освещение для комнатных растений. Его устройство состоит из батарей, металлической трубки и лампочки, которая включается при нажатии кнопки. Покупатели отнеслись к этой затее весьма прохладно — коммерческого успеха не вышло. Но один из продавцов, работавших у Коуэна, иммигрант из России Конрад Хьюберт, заинтересовался и уговорил хозяина продать ему права на устройство.

Хьюберт сразу понял потенциал батарейного освещения и решил модернизировать устройство. В 1898 году он основал компанию American Electrical Novelty and Manufacturing Company (AENMC), а в 1899-м получил патент на «ручной электрический факел», представлявший собой картонную трубку, внутри которой находились батарейки, а в торце, внутри латунного рефлектора — лампочка.

На обложке каталога AENMC 1899 года был изображен ручной фонарь, освещающий земной шар, и цитата из Библии «Да будет свет!». Каталог насчитывал 25 наименований батарей, ламп и фонарей. Хьюберт назвал товары своей компании Ever Ready («всегда готов»). В 1905-м он сменил и название компании — на American Ever Ready. После череды слияний она стала именоваться Eveready Battery Company, а с 2000 года носит всемирно известное название Energizer Holdings. Да-да, батарейки и фонари Energizer — далекие потомки детища Коуэна и Хьюберта.

А что же Коуэн? Он вернулся к своей истинной страсти и в 1900-м построил первый электропоезд — Electric Express, бегающий по игрушечным рельсам, — для витрин магазинов. Каково же было его удивление, когда люди стали заходить в магазины с единственной целью — купить витрину! Тогда же была основана Lionel Manufacturing Company. А модели Lionel Trains и по сей день остаются легендой игрушечного бизнеса.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2004).