Из беседы с друзьями я случайно узнал, что многие и понятия не имеют, что такое стимпанк.

А между тем это одно из интереснейших явлений современной культуры. Но сначала надо объяснить, что такое киберпанк — направление научной фантастики, появившееся в 1980-х и описывающее общество, в котором главенствуют информационные и компьютерные технологии. Культуре киберпанка давно уже тесно в рамках литературы, и ее влияние чувствуется везде: в кинематографе, дизайне, журналах, моде и т. д. Главный писатель киберпанка — Уильям Гибсон (достаточно упомянуть роман «Нейромант», готовый манифест этого культурного явления), главный фильм — «Матрица», а главный киберпанк — безусловно, Билл Гейтс. В общем, с киберпанком разобрались.

Любое более-менее значимое явление культуры тут же порождает желание спародировать его. Особенно это популярно в литературе и, конечно, кинематографе. Впервые термин «стимпанк» употребили два друга-писателя Джеймс Блейлок и Кевин Джетер в дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Причем стимпанк рассматривался исключительно как пародийное противопоставление киберпанку. Наверное, это слово так и осталось бы известным крайне ограниченному кругу критиков киберпанка, если бы в 1992 году не вышел в свет роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (The Difference Engine). Ну а когда делом занялись настоящие взрослые дяди, тут же подтянулись и остальные, в том числе и кинематографисты.

Общие правила

Что же представляет собой стимпанк (в русском языке иногда паропанк)? Действие происходит в мирах, где человечество пошло не по компьютерному, а по другому пути развития, где главенствующую роль играют паровые машины. Как правило, это стилизация под викторианскую Англию, с городским пейзажем эпохи раннего капитализма, брусчатыми мостовыми, освещенными газовыми рожками, джентльменами в цилиндрах в дорогих паромобилях, дамами в кринолинах…

Средства передвижения настоящего стимпанка — дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет, причем все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Вместо интернета — пневмопочта или, в крайнем случае, телеграф. В армии доминируют прежде всего мощные дредноуты с орудиями фантастических калибров, паровые танки, бронепоезда. Часто пехота вооружена пневматическими винтовками и пулеметами.

Как только паропанк канонизировали, выяснилось, что у него уже есть свои предтечи. Самый известный — Жюль Верн, у которого стилистика выдержана до последнего винтика. Перечитайте хотя бы «Двадцать тысяч лье под водой». Очень даже по‑стимпанковски писал Герберт Уэллс — возьмем, например, «Войну миров».

Все по полочкам

Критики любят все классифицировать — в этом состоит немалая часть их неблагодарной работы. Поэтому одновременно с появлением первых стимпанковских произведений их начали раскладывать по полочкам. Собственно первичный паропанк начали называть альтернативно-историческим. Помимо первых романов (в их числе и «Машина различий») к нему относятся, например, и такие фильмы, как «Лига выдающихся джентльменов» и даже детский «Лемони Сникет. 33 несчастья».

Микроподраздел альтернативно-исторического паропарка — вестерн-стимпанк. Типичные примеры — фильмы «Дикий Дикий Запад» и «Назад в будущее — 3». Вроде бы под эту классификацию подпадает и «Гарри Поттер», но для него выдумали свой стимпанк — фантазийный, и добавили туда для компании «Ван Хельсинга». Существует также стоунпанк (стилизация под каменный век, наглядный пример — мультсериал «Флинстоуны»), сандалпанк (стилизация под античность), а также клокпанк (Возрождение и барокко). Впрочем, если вы обладаете хоть небольшой фантазией, можете сами продолжить этот список. Например, монголпанк, где история человечества пошла по пути последователей Чингисхана.

Японские панки

Несмотря на то, что стимпанк придумали в Америке и Европе, настоящим культурным явлением он стал тогда, когда за него принялись японцы со своими комиксами и аниме — «Небесный замок Лапута», «Стимбой», «Изгнанник», «Ходячий замок» и др. Японцы отшлифовали это направление, превратив его в настоящее искусство: в Стране восходящего солнца проходят стимпанковские выставки, выпускаются альбомы, модельеры разрабатывают одежду в соответствующей стилистике.

Паропанк из мира грез начал экспансию и в реальный мир. Например, аниме-художник И-Вей Хуанг массово мастерит паровых роботов, производящих фурор на разнообразных технических выставках. Носить механические часы — тоже очень даже по‑стимпанковски. Как и летать на воздушных шарах, кататься на роликах, слушать виниловые пластинки, строить дирижабли и охотиться с пневматической винтовкой. Оглянитесь вокруг себя — может, и вы самый настоящий паровой панк?

Кстати, на Западе самым первым российским стимпанковским фильмом признан «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Уж очень всех поразила гигантская паровая машина для рубки сибирской тайги…

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№8, Август 2007).