Древние греки не были такими большими поклонниками белизны мрамора, как нам кажется. Они раскрашивали свои статуи, барельефы и храмы, покрывали их узорами, прорисовывали людям, богам и героям глаза. Как на самом деле выглядела древняя Греция, сейчас можно увидеть только в ультрафиолете.

Мы привыкли видеть греческие статуи белыми, окрашенными только в оттенки мрамора. Такими же встают в нашем воображении греческие храмы. Однако данные современных исследований говорят о том, что на самом деле греки не были фанатами монохромности ни к скульптуре, ни в архитектуре. Они раскрашивали свои статуи в яркие цвета, рисовали узоры на одежде, подчеркивали красками черты каменных лиц. Здания тоже украшали — разноцветными узорами, геометрическими и цветочными. Эти узоры до сих пор можно увидеть — правда, только в ультрафиолете.

Немецкий археолог Винценц Бринкманн (Vinzenz Brinkmann) направляет на античные статуи и фрагменты архитектурных украшений свет ультрафиолетыовых ламп, и очертания узоров, которые когда-то покрывали скульптуры и храмы, проступают перед глазами учёного. Затем Бринкманн воссоздает орнаменты и рисунки: с его помощью мы можем увидеть статуи примерно такими, какими их видели древние греки.

Фото

Бринкманн не может быть уверен в том, как расположить цвета — сохранились только очертания рисунков, и учёному сложно судить, какой краской пользовался художник. Однако археолог старается пользоваться только теми красителями, которые можно было получить в Греции. Зеленый получается из толченого малахита, синий — из минерала азурита, желтый из природных соединений мышьяка, красный — киноварь, черный — из жженной кости и вина.

К сожелению, у тех, кто пытался подражать античности в эпоху Возрождения и позже, не было технологии, которая позволила бы увидеть античные росписи. Поэтому архитектура классицизма, полагавшая себя наследницей античности, была лишена веселых узоров и рисунков, сохраняя чистую «античную» белизну.