Уже несколько лет в начале мая в парке Коломенское слышен топот копыт, звон мечей, лязг лат и треск ломающихся копий. Там проходит рыцарский турнир Святого Георгия, один из самых бескомпромиссных турниров в мире, где рыцари сражаются по правилам XV века и в доспехах той же эпохи. Никаких современных технологий. Чистый, дистиллированный мир средневековой романтики.
Россия в доспехах: снова о самом крутом рыцарском турнире в мире
Тарч, маленький вогнутый щит – один из ярких турнирных аксессуаров. Изначально его крепили с помощью ремня на предплечье и шее, а позже – болтами или заклепками на доспехах. Поэтому щит управлялся не кистью, как обычно, а движением плеча. Вогнутая форма отводит удар копья из наиболее опасных зон – шеи и поясницы. Именно на тарче рисуют полный герб рыцаря.

Мы уже публиковали материал о том, как делаются копья для этого турнира, не пропустите!

Почему именно XV век, ведь турниры появились во Франции на 400 лет раньше? «Во всем виновата гонка вооружений, — объясняет организатор турнира и один из первых российских рыцарей Дмитрий Савченко, — которая в Средние века была не меньшей, чем сейчас. И исход поединка рыцарей из разных эпох был предопределен. А на конец XV века приходится пик развития рыцарских доспехов, которые чуть позже исчезли с полей сражений под натиском огнестрельного оружия. Поэтому сегодня все стремятся выйти на ристалище в наиболее конкурентном облачении — доспехах конца XV — начала XVI века. Ведь рыцарские турниры сегодня не только историческое шоу, но и спорт. Причем довольно опасный». Долгое время рыцарские турниры мало чем отличались от настоящих боев — рыцари сражались в боевых доспехах и боевым оружием. Сражались буквально не на жизнь, а на смерть, и это понятно: ведь доспехи поверженного переходили победителю, что для небогатого рыцаря было равносильно разорению.

Высокая смертность профессиональных бойцов привела в Средние века к появлению целого ряда ограничений — запрещению колющих ударов, применению тупого, а то и вовсе деревянного оружия. Однако единых правил для всей Европы никогда не существовало, и каждый организатор турниров утверждал собственную версию. Девизы рыцарей Арне Коэтс: «Сопротивление бесполезно!» Николай Вутер: «Надежда дает силу!» Дмитрий Савченко: «Я здесь!»

Не металл, а кожа

Но вернемся к доспехам. Самым распространенным обмундированием рыцарей были кольчуги и кожаные панцири — такая защита сильно уступала, например, доспехам легионеров, воевавших почти на тысячу лет ранее.

Падение Римской империи привело к серьезному упадку технологий, и о тяжелых пластинчатых доспехах, в которые облачались римские воины, средневековые рыцари могли лишь мечтать.

Кузнецам темных веков и раннего Средневековья изготовить металлические пластины было не под силу. «Попадание в щит можно сравнить с очень сильным ударом на ринге. А в шлем — с нокаутирующим ударом профессионального боксера", — рыцарь Виктор Ручкин. Как правило, после сшибки доспехи требуют ремонта, как автомобили после аварии.

Защита европейских рыцарей XIII века уступала ламеллярным (связанным из мелких пластин в единое целое) доспехам как монголо-татар, так и русских дружинников, что продемонстрировало, например, Ледовое побоище.

Появление в Европе пластинчатых доспехов — бригантин (пластины наклепывались на матерчатую основу) относится примерно к концу XIII века. Такую бригантину можно увидеть на статуе покровителя рыцарей святого Маврикия в Магдебурге, которая датируется 1250 годом. Постепенно европейские пластинчатые доспехи усложнялись: если вначале это была небольшая «жилетка», то позже она стала дополняться защитой рук и ног. Затем увеличились размеры пластин, появились налокотники в форме дисков, которые защищали суставы. Но выехать в таком оснащении на турнир сейчас бы решился только самоубийца. Поддоспешная одежда, обычно скрытая от зрителя, — очень важная часть защиты (слева). Никаких новых материалов — только проверенные средневековые технологии. Фокр, стопорный крюк для копья, — простое изобретение, во много раз усилившее мощность удара.

С горшком на голове

Самым ранним артефактом, который можно применять в современных рыцарских турнирах, следует считать легендарный шлем в форме ведра или горшка. В Германии за ним закрепилось название «топфхельм», в Англии — «потхельм». Оба эти слова переводятся совершенно одинаково — «горшок-шлем». Одним из самых знаменитых топфхельмов считается шлем второй половины XIII века, найденный в Германии в развалинах замка Шлоссберг, недалеко от деревни Дарген. Поэтому его часто называют «шлем фон Дарген».

С небольшими изменениями шлем этого типа просуществовал почти до XV века: верхняя его часть приобрела коническую форму, защиту лица стали делать с вертикальным ребром жесткости и узкими смотровыми прорезями, а левую часть, обращенную к сопернику, усилили дополнительными пластинами.

Считается, что топфхельм носили поверх малого цервильера — шлема, представлявшего собой простую полусферу. А использовали только в конных сшибках, там, где его ограниченного обзора вполне хватало. Если рыцарю приходилось спешиваться, он сбрасывал топфхельм и продолжал сражаться уже только в цервильере: хорошая обзорность была важнее защиты. Фото

Это косвенным образом подтверждается тем фактом, что дошедшие до нас топфхельмы несут на себе вмятины от корончатых наконечников турнирных копий, но не имеют повреждений от мечей.

Чуть реже на современных турнирах можно увидеть цельнокованые шлемы-бацинеты с характерным вытянутым конусовидным забралом, напоминающим песью морду, — хундсгугель, хотя многие считают их больше похожими на крысиные носы из мультфильма про Щелкунчика. Эти шлемы в конце XIV века в Европе почти полностью вытеснили топфхельмы из-за более высокой прочности и эргономики: воронкообразное забрало лучше рикошетит прямые копейные удары в лицо и, что немаловажно, улучшает вентиляцию. «Ты не представляешь, как тяжело дышать в турнирном шлеме, особенно когда в нем мало свободного места, — Дмитрий Савченко предлагает мне померить топфхельм. — А во время сшибки из-за недостатка кислорода многие рыцари находятся в предобморочном состоянии. И вентиляционные отверстия в забрале не очень-то помогают».

Полный латный доспех

Та же кузнечная технология, применяемая при производстве цельнокованых бацинетов, позволила делать сперва цельнокованые нагрудные пластины, а затем и латные кирасы, у которых помимо нагрудника имелся еще и кованый наспинник. Это база турнирных доспехов Средневековья. К ней (и одновременно к поддоспешной одежде) крепятся латные наплечники, поручи, защита ног — рыцари заковываются в броню, превращаясь в средневековые танки. На рубеже XIV—XV вв.еков появляется полный латный доспех. Современные рыцарские турниры, помимо спортивной составляющей, скрупулезно реконструируют всю эпоху Средневековья с аутентичной одеждой, кодексом благородного поведения, культа прекрасных дам и беспрецедентного уровня насилия. Все то, от чего настоящие мужчины без ума.

По сравнению с пластинчатыми доспехами латы и легче, и прочнее. Со временем мастера стали покрывать их дополнительными ребрами жесткости, усиливая защитные свойства. Ребра выступали яркими декоративными деталями и позволяли получить такую степень защиты, которая прежде была недостижимой.

В XV веке начинают формироваться и элементы специализированных турнирных доспехов — например, легендарного шлема «жабья голова» (по-французски t? te dе crapaud). Он годился исключительно для конной сшибки, но зато давал максимальную защиту голове всадника. Такой шлем надежно крепился к кирасе первоначально прочными кожаными ремнями, а позже — болтами и составлял с кирасой единую конструкцию. Подобное решение исключало перелом шейных позвонков при прямом попадании копьем в голову. Нижняя цельнокованая пластина защищала рыцаря от шеи до глаз. Узкая прорезь была сделана таким образом, что рыцарь мог видеть происходившее впереди, только наклонившись вперед, и это полностью изменило технику турнирных сшибок. До появления «жабьих голов» рыцари шли в атаку так же, как и в бою, стараясь при ударе наклониться максимально вперед. Новые шлемы вынуждали их действовать совершенно иначе: наклоняться при разгоне и откидываться назад перед самым ударом. Передний край шлема поднимался, наглухо закрывая голову рыцаря, и куски сломанного копья не могли попасть в визир. Тупые мечи — единственное отличие турнирных поединков от боевых. Этот вид сражения очень опасен и физически тяжёл. С другой стороны, он позволяет понять насколько тяжело было совладать с закованным в латы рыцарем обычному бойцу: шанс поразить бронированного воина был для него ничтожно мал.

С фокром шутки плохи!

Несмотря на то что турниры проходили по всей Европе, а законодателями турнирных мод долгое время было герцогство Бургундское, самыми жесткими правилами отличались поединки, которые устраивали немцы. Это породило и более продвинутые конструкции в области турнирных доспехов, которые по‑немецки назывались штехцойгами. Именно на штехцойгах появились первые жестко закрепленные на кирасах турнирные стопорные крюки — фокры, а на копьях — стопорные кольца. Эти на первый взгляд маленькие изменения сыграли в турнирах очень важную роль, сравнимую с появлением нарезного оружия на поле боя. Дмитрий Савченко вспоминает, что в России фокры и стопорные кольца появились в 2013 году, и только чудом все участники турнира остались живы, хотя многие получили серьезные травмы и было потеряно немало зубов.

Сразу же были выработаны жесткие правила применения пристяжных шлемов и прочих защитных приспособлений из арсенала штехцойгов. И если в прошлом году на турнире Святого Георгия еще можно было увидеть доспехи начала XV века, то в этом году представлен только конец XV, а то и начало XVI века. Победитель турнира Святого Георгия Сергей Журавлев, помимо своего бесстрашия и виртуозного владения оружием, известен и кузнечным мастерством. Сергей и сам выступает в доспехах собственного производства, и экипирует других рыцарей. Рыцарский девиз на доспехах Журавлева — «Полностью безжалостен». В его справедливости смогли убедиться все участники турнира.

Щит с пружинкой

Собственно, в XVI веке, с появлением огнестрельного оружия, эволюция боевых рыцарских доспехов и закончилась, чего нельзя сказать о доспехах турнирных. Сумрачный германский гений породил большое разнообразие видов турниров и специальных турнирных доспехов — пока далеко не все они представлены на современных состязаниях. Дмитрий Савченко мечтает о возрождении одного из самых интересных германских турниров — «механического реннена» (нем. Geschiftrennen). В доспехи встраивались особые пружинные механизмы, которые срабатывали при удачном попадании, красочно выбрасывая в воздух куски экипировки. В одной из разновидностей этого типа поединков, «механическом реннене с тарчем» (маленьким щитом, прикрывавшим левый бок), при точном попадании пружинный механизм отрывал щит вместе с крепежом от кирасы и эффектно перебрасывал его обломки через голову всадника. Конечно, вся эта «механика» сильно увеличивала зрелищный эффект рыцарского поединка. Фото

Ничего подобного в XXI веке еще не было. Но что-то мне подсказывает, что непременно будет.

Статья «Броня крепка, и кони наши быстры» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2016).