Кофе — один из самых популярных горячих напитков в мире. Существует множество способов его приготовления, но, по статистике, больше половины потребляемого в мире составляет фильтрованный кофе, полученный методом капельного заваривания. Ключевая деталь этого способа — одноразовый бумажный фильтр.
Кто изобрел бумажный фильтр для кофе?

Мелитта Бенц (урожденная Либшер) была примерной дрезденской домохозяйкой и большой любительницей кофе, который в то время варили с помощью гейзерной кофеварки. Напиток, сваренный этим методом, содержал большое количество взвешенных частиц кофейной гущи, из-за чего кофе перезаваривался уже после разливания по чашкам и приобретал горьковатый жженый привкус.

Мелитта не хотела с этим мириться и начала экспериментировать с различными материалами, которые пропускали бы кофе, но задерживали кофейную гущу. Металлическая сетка, даже очень мелкая, помочь не могла — частицы молотого кофе слишком малы и легко проникают сквозь ячейки. Существовали полотняные фильтры, но их надо было регулярно стирать, и к тому же они придавали напитку неприятный «тряпочный» вкус. Обдумывая решение, Мелитта зашла в комнату своего старшего сына и увидела раскрытую школьную тетрадь, заложенную промокашкой — листом пористой бумаги, которой промокали чернила. Позаимствовав чистый лист промокашки, она вырезала из нее круг. Как гласит легенда, в качестве воронки-держателя для импровизированного фильтра Мелитта использовала латунную кастрюльку, в дне которой проделала несколько отверстий с помощью гвоздя и молотка.

Простая немецкая домохозяйка Мелитта Бенц не гадала на кофейной гуще, а боролась с ней. И благодаря этому обеспечила своей семье славу и богатство.

Такая конструкция значительно улучшила вкусовые качества напитка, и 20 июня 1908 года Мелитта Бенц получила патент на одноразовый бумажный фильтр для кофе. А 15 декабря этого же года была основана компания M. Bentz с капиталом в 72 пфеннига, штаб-квартирой в комнате Мелитты и персоналом, состоящим из нее самой, ее мужа и их двух сыновей девяти и четырех лет от роду. Свое изобретение Мелитта Бенц рекламировала, приглашая друзей на кофейные посиделки. Сарафанное радио разнесло весть о новом способе приготовления вкусного кофе, что вкупе с успехом на нескольких немецких крупных ярмарках и выставках способствовало быстрому росту продаж. В 1923 году компания была переименована в Bentz?&?Sohn, а в 1932-м — в Melitta. Сегодня производство фильтров для кофе (18 млрд штук в год!) — лишь часть бизнеса группы компаний Melitta Group, которая насчитывает около 4000 сотрудников и имеет годовой оборот в 1,3 млрд евро. Но у руля компании по‑прежнему стоят представители семьи Бенц.

Статья «На кофейной гуще» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2016).