От любви до ненависти: как США сначала культивировали курение, а потом начали отчаянно с ним бороться

Сегодня США активно борется с табачной зависимостью и периодически обновляет законодательство, связанное с запретами на курение в общественных местах. Однако так было не всегда. Весь прошлый век американское общество преодолевало долгий путь от обожания до порицания табачных изделий.
От любви до ненависти: как США сначала культивировали курение, а потом начали отчаянно с ним бороться
Unsplash

На рубеже XIX и XX веков сигареты были скорее уделом маргиналов, рабов и иммигрантов. Более высокие слои общества обычно выбирали трубки, сигары или жевательный табак. Однако в начале прошлого столетия все изменилось — сигареты начали возводиться в культ и активно пропагандироваться. Но радость для производителей табака продлилась не долго, уже в середине века стало известно об убийственной силе зависимости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как в начале XX века курение в США возводили в культ

В 1917 году Конгресс США выделил часть бюджета на то, чтобы обеспечить сигаретами солдат, которые на тот момент проходили подготовку к Первой мировой войне. Главной задумкой было — отвлечь молодых людей от более серьезных видов порока, ведь сигареты в то время считались достаточно безопасными.

На войне табачная продукция прижилась, а затем — сохранила свою популярность и в мирные времена. С 1914 по 1920 год процент потребления сигарет среди населения Америки вырос с 7% до 20%.

Вместе с ростом спроса стали появляться новые проблемы. Из-за того, что сигареты стали массовым продуктом, цена на табачный лист упала, а труд фермеров, выращивающих табак, стал все больше обесцениваться. Дошло до того, что работники стали организовывать кооперативы, чтобы получить возможность диктовать компаниям цены на табак. В ответ на это производства запугивали фермеров и устраивали им бесконечные судебные разбирательства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Решение проблемы нашел Франклин Делано Рузвельт. В рамках новой политики федеральные администраторы стали контролировать табачные продажи и устранять ненужную конкуренцию. Федеральные власти начали платить фермерам, за то что те стали выводить плодородные земли из производства, чтобы цены на табак во всей экономике оставались высокими. Фермеры, которые не шли на сотрудничество, облагались крупным налогом.

Реклама сигарет Murad, 1919 год
Реклама сигарет Murad, 1919 год
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ажиотаж вокруг курения сигарет во время Второй мировой войны

Вторая мировая война стала еще одной отправной точкой для создания ажиотажа вокруг табачной продукции. Многие сигаретные компании, воспользовавшись успешным опытом Первой мировой, выпускали рекламные лозунги по типу: «Lucky Strike отправился на войну!». Вместе с ростом продаж стали расти зарплаты фермеров.

После окончания войны американские сигаретные компании стали выходить на международные рынки. Реклама становилась все более цепляющей, а курение преподносилось как кламурное и привлекательное занятие.

К 1955 году почти четверть американских женщин и более половины американских мужчин были активными курильщиками

Американские табачные компании в этот момент укрепляли свои позиции на зарубежных рынках, используя для этого международные ярмарки и торговые выставки. Так, например, к 1949 году около 90% немцев вместо старых греческих и турецких сортов табака предпочитали изделия, приготовленные методом дымовой обработки. Постепенно к середине XX века американские сигареты уже захватили весь мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сигареты рекламировали многие авторитетные личности. Например, на красочных плакатах можно было встретить Марлен Дитрих, Бинга Кросби, Рональда Рейгана, Барбару Стэнвик, Спенсера Трейси и Фрэнка Синатру. Участвовали в агитации к курению даже герои мультфильмов и Санта Клаус.

Мужчина-ковбой в рекламного плаката Marlboro
Мужчина-ковбой в рекламного плаката Marlboro
Pinterest

Активная пропаганда и реклама табачной продукции оставила огромный культурный след в истории. Так, например, мир до сих пор помнит «человека Мальборо», который был придумал в 1954 году. Персонаж в образе ковбоя долгое время вполне успешно рекламировал сигареты. Благодаря рекламным плакатам буквально за пару лет доходы компании выросли с 5 до 20 миллиардов долларов. Однако у славы оказалась и обратная сторона медали. Четверо моделей, исполнявших роль ковбоя, умерли от заболеваний, вызванных курением. Из-за этого сигареты фирмы стали называть «убийцами ковбоев». 

Первые запреты и разговоры о здоровье

Большие деньги и успех не могли не радовать как фермеров, так и табачные компании. Однако такое положение дел продлилось недолго. Вместе с ростом популярности сигарет в газетах стали все чаще появляться статьи о том, что курение напрямую связано с возникновением рака легких. Несколько лет рекламные кампании табачных корпораций развеивали опасения граждан по поводу здоровья, однако уровень заболеваемости среди курильщиков продолжал расти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда в дело вмешалось правительство США. В 1964 году Федеральная торговая комиссия приступила к разработке правил, ограничивающих пропаганду табакокурения. Одной из первых наработок стала обязанность сигаретных компаний включать предупреждение о вреде здоровью во все рекламные ролики на радио и телевидении.

Если в 1958 году в то, что курение вызывает рак, верили меньше половины американцев, уже через 10 лет, в 1968 году, во вреде курения не сомневались почти 80% жителей США.

Табачная продукция
Ronald Dumont/Getty Images
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Начало отчаянной борьбы с курением

После того, как в 1954 году Американское общество онкологов выступило перед гражданами страны с призывом отказаться от убийственной привычки, в стране стали появляться «противотабачные» настроения. Так, в 1960-70-е годы некурящая часть населения стала все активнее выступать против полной свободы для курильщиков. Благодаря усилиям Джона Банцхафа, юристы смогли добиться показа в прайм-тайм рекламы, демонстрирующей ужасы, к которым может привести курение.

В одном из таких рекламных видео снимался актер Уильям Талман. К моменту выхода ролика в эфир мужчина умер от рака легких

В 1970-х годах в Америке появилось движение за права некурящих. После того, как в 1971 году домохозяйка Клара Грин узнала, что у ее младшей дочери есть аллергия на дым, она основала организацию Group Against Smoking Pollution. Активисты движения боролись за запрет курения в общественных местах. Интересно, что движение за права некурящих появилось задолго до того, как ученые выяснили, что рак легких может вызывать еще и пассивное курение.

Большим ударом для табачных компаний стал закон 1969 года, запрещающий рекламу сигарет на телевидении и радио
Знак, запрещающий курение
Unsplash

Сегодня курение запрещено во всех общественных местах, а попытка поджечь сигарету в парке или баре может быть чревата вызовом полиции и огромным штрафом. Такие ограничения помогли Америке прийти к хорошим результатам, если еще в 1965 году в США курила почти половина населения, сегодня пагубную привычку имеет 16,8% жителей Штатов.