26 сентября 1934 года со стапелей верфей Джона Брауна, расположенных в британском графстве Клайдбенк, на воду был спущен трансатлантический лайнер «Королева Мэри». Судно знаменито тем, что долгое время являлось самым быстрым пассажирским кораблем в мире. Наша сегодняшняя подборка фактов посвящена этому легендарному кораблю.

"Королева Мэри" в Нью-Йорке

1. При проектировании лайнера кораблестроители построили 22 модели длиной 5,18 метра. Прежде чем начать строительство судна стоимостью 4 миллиона фунтов стерлингов, авторы проекта добились того, что в Нью-Йорке специально для исполина будет возведена пристань длиной 1000 футов (304,8 метра). Царственный муж королевы Мэри, Его Величество Георг V дал согласие на то, чтобы корабль был назван именем его жены.

2. 27 мая 1936 года «Королева Мэри» ушла в свой первый рейс под командованием капитана Эдгара Бриттена. На борту находились 1849 пассажиров. И хотя с точки зрения водоизмещения «Королева Мэри» была меньше французской «Нормандии», ее пассажировместимость была выше: 2139 пассажиров против 1972. Лайнер прибыл в порт назначения Нью-Йорк 1 июня 1936 года, преодолев Северную Атлантику за 3 дня 23 часа 57 минут со средней скоростью 30,63 узла (56,72 км/ч).

3. На оснащение лайнера ушло 4000 миль электрического кабеля (примерное расстояние от Нью-Йорка до Сан-Франциско) и понадобилось более 30 тыс. лампочек. Гордостью компании стал главный обеденный салон, по размерам равный дворцовому залу. Лайнер имел мощную электростанцию (семь турбогенераторов по 10 тыс. киловатт каждый), достаточную для обеспечения электроэнергией небольшого города. На судне был установлен самый большой в истории руль весом 150 тонн.

4. Во время шестого рейса, в августе 1936 года, «Королева Мэри» установила рекорд скорости, преодолев путь за 3 дня 20 часов и 42 минуты со скоростью 31,69 узла (58,61 км/ч) и стала обладателем приза «Голубая лента Атлантики», выиграв у французской «Нормандии». Таким образом лайнер стал самым быстрым пассажирским судном в мире.

5. 1 марта 1940 года, находясь в водах Средней Атлантики и имея на борту 2332 пассажира, направлявшееся в Нью-Йорк судно получило радиошифровку с приказом о «призыве» лайнера на военную службу. Корпус судна был перекрашен, и через двадцать дней элегантный «королева» превратилась в серо-стального гиганта. С этого дня лайнер стали называть «Серый Призрак». За две недели комфортабельное пассажирское судно превратили в огромный военный транспорт. Кораблю принадлежит своеобразный рекорд, совершенный при переходе через Атлантику с 16683 военнослужащими на борту.

6. В течение двадцати лет после окончания Второй мировой войны лайнер исправно продолжал обслуживать трансатлантическую линию. Но конкурировать с авиакомпаниями становилось все труднее, и ставшее со временем нерентабельным судно пришлось вывести из эксплуатации. 9 декабря 1967 года океанский пассажирский лайнер «Королева Мэри», завершив последний рейс, вошел в бухту калифорнийского города Лонг-Бич, где стал отелем на воде.