9 сентября классическому семейству автомобилей ВАЗ исполняется 43 года. В этот день в 1970-м началось серийное производство модели «Жигули» «ВАЗ-2101» — самого успешного автомобиля в истории отечественного автомобилестроения. Вспоминая легендарную «копейку», предлагаем вашему вниманию 7 фактов о ней.

«Жигули» «ВАЗ-2101»     
Производство первых «ВАЗ-2101» в Тольятти, 1969 год

1. Суперуспешный отечественный автомобиль выпускался 13 лет — до 1983 года. За это время с конвейера в Тольятти сошло 2,7 миллиона «единичек».

2. Прообразом «ВАЗ-2101» стал Fiat 124 — одна из самых удачных машин своего времени, признанная в Европе «автомобилем 1967 года». Именно у своего предшественника «копейка» переняла задний привод.

3. Для адаптации к отечественному рынку Fiat прошел основательную подготовку. В общей сложности в его конструкцию было внесено более 800 изменений. В частности, двигатель стал верхневальным, переработали и усилили сцепление, была полностью заменена задняя подвеска, клиренс увеличили на 3 см до 17 см, у автомобиля появилась полноценная печка, четыре точки поддомкрачивания вместо двух и т. д.

4. Между тем FIAT 124R (Russo) — так назывался автомобиль, доработанный фиатовцами для СССР — сохранил и курьезные особенности. Например, у него отсутствовали наружные зеркала заднего вида, появившиеся впоследствии на «ВАЗ-2101».

5. Первоначальный вариант «ВАЗ-2101» выпускался с четырехтактным карбюраторным рядным двигателем объемом 1,2 литра, мощностью 64 л.с., рекомендуемым топливом для которого был бензин АИ-93. С 4-ступенчатой механической коробкой передач автомобиль разгонялся до 100 км/ч за 20 секунд. Максимальная скорость, которую он мог развить, не превышала 142 км/ч.

6. Народную любовь первая модель «Жигулей» заслужила благодаря своей «неубиваемости». Согласно заводским испытаниям, неприхотливым автомобилям требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока. Некоторые «ВАЗ-2101» обходились без капитального ремонта более 20 лет при постоянной эксплуатации. Помимо удачной конструкции подобные рекорды ставились благодаря импортным автокомпонентам. Многие ВАЗ-2101 штатно комплектовались свечами зажигания и «неразборными» амортизаторами зарубежного производства, под капотами некоторых «ВАЗ-2101» первых выпусков можно было встретить карбюраторы Weber.

7. Универсал «ВАЗ-2104», последняя модель классического семейства, родоначальницей которого стали первые «Жигули», официально перестал производиться АвтоВАЗом в сентябре 2012 года.