Первый фильм, снятый братьями Люмьер, был посвящен прибытию поезда. С тех самых пор движение — главное, что хотели изобразить на видеопленке режиссеры и операторы, ведь именно это отличало фильм от статичной фотографии. Как снимали движущиеся транспортные средства тогда, и что изменилось в съемках сегодня?

Уже в эпоху немого кино автомобиль стал одним из главных героев фильмов. Так, в комедии «Бегство в автомобиле» 1915 года с Чарли Чаплином в главной роли, была изображена массовая сцена автомобильной погони. Здесь впервые был использован прием съемки движущегося объекта с другого движущегося объекта, то есть для эффекта движения использовали, по сути, статичную профессиональную видеокамеру, установленную на транспортном средстве. Этот прием в дальнейшем был взят за основу в изображении погонь и автомобильных гонок.

В 1929 году впервые была снята погоня с использованием сразу двух камер: один оператор гонится за экипажем, второй его снимает. Этот прием можно наблюдать в картине «Человек с киноаппаратом» режиссера Дзиги Вертова. В дальнейшем он стал основным в изображении погонь на автомобилях, лошадях и других транспортных средствах.

В 1968 году в картине Bullit для съемок «с бампера машины» впервые была применена гиро-стабилизированная платформа для камеры, которая была сделана на базе стабилизатора оптического прицела вертолетов UH-1 Huey (они применялись во Вьетнаме). Впервые профессиональная камера находится внутри автомобиля вместе с оператором — так достигался эффект присутствия.

Еще один прием «автосъемок», наиболее отчетливо заметный в съемках картины «Терминатор-2: Судный день» (1991 год), это использование миниатюрных фигур, полностью идентичных полноразмерным моделям. С игрушечными авто гораздо проще изобразить необходимые трюки, не прибегая к услугам каскадеров. Для съемок игрушечной модели настоящего мира использовались все те же профессиональные видеокамеры, иногда рельсы.

Сегодня дорожное видео снимают не только для кино — специальной камерой-регистратором оснащены почти все полицейские автомобили, а с недавних пор, и машины рядовых водителей. Правда, цель съемок уже не создание зрелищного видеоряда, а получение доказательств в случае ДТП. Для обычных автолюбителей у регистраторов перед обычными камерами, конечно же, много преимуществ. В первую очередь это доступность: купить качественный регистратор можно примерно за 5−7 тысяч рублей, тогда как цена качественной видеокамеры — от 20 тысяч рублей и выше. При этом недорогие регистраторы могут демонстрировать высокое качество видеозаписи и использоваться не только в автомобиле. Например, AdvoCam-FD3 Sport снимает в качестве Full HD 1080р с углом обзора в 160 градусов по диагонали.

Такой регистратор удобно использовать как при съемке погони, так и для других киножанров, к примеру, научно-познавательной картины о подводных обитателях. Достаточно погрузить AdvoCam в защитный гермобокс (идет в комплекте), и можно почувствовать себя великим Кусто, снимая на глубине до 20 м. С такой компактной камерой весом всего 81 г против 20−30 кг профоборудования или обычной видеокамеры весом 400−800 г есть возможность вести собственные репортажи о путешествиях — на велосипеде, яхте или джипе, мотоцикле или горных лыжах. Для каждого способа передвижения есть отдельное крепление — на лобовое стекло, на торпедо, и на любую поверхность с помощью «липучки». То что надо для съемки погонь в очередном фильме про Джеймса Бонда… или просто записи ярких впечатлений во время отпуска.

По мнению экспертов Top Gear, самые лучшие погони были в таких фильмах, как «Ронин», «Угнать за 60 секунд» и «Матрица». А какая погоня лучшая по вашему мнению?

*На правах рекламы