Напомним, что в прошлом номере мы рассказывали и показывали, как за три вечера собрать радиоуправляемую модель самолета из гофропластика. Единственное, что мы не успели, — это имплантировать в тело самолета собственно радиоуправление и запустить модель. Дело оказалось не таким простым, как представлялось с самого начала.

Рулевые машинки

Для нашего аэроплана требуется радиоуправление с четырьмя рулевыми машинками: одна открывает дроссельную заслонку двигателя, вторая управляет рулем направления, третья — рулем высоты, и последняя — элеронами. Существуют более продвинутые модели, но нам этого хватит. Чтобы понять, какую машинку куда ставить, достаточно при включенном радиоуправлении подвигать рычаги. Какая машинка какому рычагу должна соответствовать, ясно из схемы. Три машинки устанавливаются на раму двигателя в вырубленные на заводе места. Четвертая, для управления элеронами, устанавливается по центру крыла, в вырезанном острым ножом прямоугольном отверстии. После чего металлическими тягами, входящими в комплект, машинки соединяются с дроссельной заслонкой и рулями. Исключение составляет машинка элеронов: она соединяется двумя тягами — по одной на элерон. Особенность управления элеронами состоит в том, что когда один идет вверх, другой — вниз, и наоборот.

Теория

Несмотря на то, что наш самолет — всего лишь модель, управляется он точно так же, как настоящий начала Второй мировой войны.

Хвостовое оперение, состоящее из киля и стабилизаторов, обеспечивает устойчивость самолета в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Рули высоты контролируют тангаж — угол между продольной осью самолета и горизонтальной плоскостью. Управляются они перемещением правой ручки пульта радиоуправления вверх-вниз.

Руль направления, иногда называемый рулем поворота, приводится в действие левой ручкой управления, качанием влево-вправо. В реальном самолете он отклоняется педалями и контролирует самолет по курсу, или, выражаясь языком авиаторов, «по рысканью». Для начинающих пилотов он нужен только для руления по взлетной полосе. Ибо поворачивает самолет вовсе не как автомобиль — для этого ему нужно накрениться.

За крен и отвечают самые загадочные элементы крыла — элероны. На реальном самолете для управления элеронами приходится перемещать вправо-влево ручку управления, а на нашей модели — правую ручку управления пульта радиоуправления.

Единственная ручка, которая имеет фиксированные положения, — это управление заслонкой карбюратора, или, по аналогии с автомобилями, ручка газа. То есть, это единственная ручка, которая после отпускания самостоятельно не возвращается в нейтральное положение.

От винта!

И вот настал долгожданный час, когда теорию можно применить на практике. Да и с погодой повезло — на Ходынском поле было сухо и безветренно. Для того, чтобы залить топливо в бак (смесь спирта-метанола с маслом), мы использовали ручную заправочную помпу. Насос подсоединяется к питающей карбюратор трубке. Вторая трубка, идущая к глушителю, отсоединяется. Качаем до тех пор, пока из трубки, которую мы отсоединили, не появится топливная смесь — бак полный. Шланги заняли свои исходные позиции, самолет готов к запуску. Чтобы подкачать топливо в карбюратор необходимо одним пальцем зажать выхлопную трубку, а другой рукой провернуть винт против часовой стрелки. Для запуска двигателя необходимо подать на свечу напряжение 1,5 В от аккумуляторной батареи. Затем резким рывком лопасти воздушного винта в направлении против часовой стрелки заводят мотор. Или (в нашем случае) для быстроты и удобства запуска используют электростартер.

Мгновение — и двигатель завелся

Нужно отметить, что ручная помпа (а бывает еще и электрическая) и электростартер — это, как вы уже догадались, вещи абсолютно универсальные. Без всяких проблем вы сможете применить их и на других моделях. А сколько времени вы сэкономите!

Кстати, нельзя забывать и о технике безопасности. Все регулировки двигателя во время его работы и прочие заключительные операции перед полетом необходимо выполнять со стороны хвоста самолета. Был случай, когда незадачливый летчик на больших оборотах полез регулировать работу двигателя и попал пальцами под винт. Ошибочно утверждать, что винт может только порезать или сломать пальцы — все гораздо серьезнее.

Так как двигатель абсолютно новый, для притирки трущихся деталей ему требуется горячая обкатка. Время обкатки — около получаса (или полный топливный бак). Все это время производители рекомендуют поддерживать средние обороты двигателя. Топливо для обкатки должно содержать 75% спирта и 25% касторового масла. В течение получаса мы терпеливо топтались около работающего мотора, и вот наконец последние приготовления закончены и мы готовы к полету.

Взлет

Иногда можно увидеть, как модели запускают с рук, просто бросая их по направлению движения с полностью открытой дроссельной заслонкой. Этого делать не стоит — почти наверняка ваша первая модель упадет на асфальт. Запускать нужно вдвоем — помощник держит машину (тормозов ведь на ней нет), пока вы прогреваете двигатель. После секунд тридцати прогрева даем полный газ, самолет отпускается — взлет. Первая неприятность — машина начинает не только разбегаться, но и заворачивать вправо. Это характерный момент для всех машин с винтом правого вращения. Эффект нейтрализуется рулем направления. Отрывать самолет от земли нужно плавно, слегка взяв ручку высоты на себя. Летим. Но увлекаться полетом по прямой не следует — можно легко потерять самолет. Самое время медленно повернуть. На самом деле, наша модель, как и обычный одномоторный самолет, имеет тенденцию к крену влево — следствие реактивного момента. Третий закон Ньютона — сила действия равняется силе противодействия. Если самолет вращает винт, то и винт — самолет. Для полета по прямой этот эффект парируется элеронами. При помощи элеронов и поворачиваем.

Для поворота медленно накреняем самолет в сторону поворота при помощи ручки управления элеронами, при этом машина начинает слегка проседать, что нужно компенсировать рулями высоты. Самолет начинает поворачивать. Особенность элеронов: будучи переведенными в нейтральное состояние, они вовсе не выравнивают самолет. Чтобы вновь перевести самолет в горизонтальный полет по прямой, требуется отклонить ручку в противоположную сторону. Настоящие пилоты для более крутого поворота работают одновременно как элеронами, так и рулями высоты, но нам это пока и не нужно. Достаточно сначала просто освоить элементарный полет. Любая попытка выполнить элемент высшего пилотажа при первых полетах наверняка приведет к потере самолета. К аналогичному результату может привести и посадка. А избежать ее даже в первый раз не получится.

Посадка

Несмотря на то, что посадка выглядит не очень эффектно, это один из самых сложных элементов. Поэтому сразу можно отбросить желание сесть на ту же дорожку, с которой взлетали, — наверняка это закончится мощным ударом об асфальт. Лучше плавно перевести модель в горизонтальный полет над травой или кустарником, убрать газ и планировать. Несколько кувырков — и самое время отмечать ваш первый самостоятельный полет. Теперь вас от самолетов за уши не оттянешь.

1 Подсоединяем тягу рулевой машинки к рычагу дроссельной заслонки

2 Если один элерон идет вверх, другой — обязательно вниз

3 Последний штрих — подсоединяем тягу руля поворота

4 При помощи ручной помпы быстро и без потерь заправляем бак

5 Прокачиваем топливо по системе до карбюратора

6 На конце стартера — резиновое кольцо для лучшего сцепления с коком

Кстати, через соединительный провод можно задействовать два пульта управления. Игорь Еремин (справа) дает первый урок редакции «ПМ»

Пульт управления

1 — Ручка управления газом

2 — Руль направления

3 — Ручка управления элеронами

4 — Рули высоты

Управление моделью

Руль направления используется в основном на земле и для небольшой коррекции полета

Рули высоты отвечают за тангаж, или, по‑русски, за набор высоты

Крен — самый важный элемент пилотажа самолета

Хорошо, что автомобили не летают. Уж и приземлиться некуда

Статья «» опубликована в журнале «Популярная механика» (№1, Январь 2003).