Такие камеры выпускает уже значительное количество высокотехнологичных компаний: Panasonic, JVC, Sharp, но официально в нашу страну их не поставляют. Исключение составляет только Sony, активно продвигающая в России линейку из восьми (!) бытовых HD-камер.

Для теста мы взяли три камеры с разными носителями информации: кассеты miniDV (камера HDR-HC3E), 8-см оптические DVD-диски (HDR-UX1E) и встроенный жесткий диск (HDR-SR1E) — и отправились во Французские Альпы. Начнем по порядку.

В наших магазинах уже более года продаются бытовые HD-видеокамеры, позволяющие снимать видео высокой четкости. Мало того, этой весной ожидается поступление в продажу третьего поколения таких камер. Редакция «Популярной механики» на своем опыте постаралась проверить, возможно ли в домашних условиях снять и, что главное, посмотреть HD-видеофильм.

Хард-камера: Sony HDR-SR1

Первые кадры мы сняли на HDR-SR1 co встроенным жестким диском. Она как близнец похожа на HDR-UX1, и обе по размерам превышают пленочную HDR-HC3. Размер имеет значение: у больших камер и больший размер экрана, к которому привыкаешь мгновенно. К тому же у этих моделей на объективе привычное кольцо ручного управления фокусом — очень удобно для съемок в условиях низкой освещенности, а также для творческой игры с глубиной резкости. Это же кольцо позволяет вручную регулировать экспозицию, что полезно при съемке контрастных кадров.

Камера включается так долго, как будто в ней запускается микро-Windows. По идее эта камера должна быть самой устойчивой к сотрясениям: она снабжена довольно объемным видеобуфером и встроенным датчиком ускорения. Но когда мы брали камеры на тест, нас попросили именно к этой модели отнестись как можно бережней — перед нами коллеги из другого журнала запороли у нее диск. Так что с собой на трассу HDD-камеру мы и не брали.

Сколько ленте ни виться: Sony HDR-HC3

Самая компактная и самая удобная камера, если бы не размер экрана, заметно уступающий двум первым моделям. Небольшое колесико ручного управления фокусом и экспозицией не слишком удобно. Зато в HDR-HC3 зашито множество видеоэффектов (сепия, старое кино, затемнения и многие другие), больше, чем в других камерах. Пленочная камера по определению предназначена для вдумчивых операторов, которые после съемки дома перегоняют видео на компьютер, монтируют фильм и записывают его на диски.

Программа Pinnacle Studio 10 без проблем разобралась с HDV форматом, смонтировала фильм и… не смогла записать его на диск: под HD-видео зарезервированы Blu-Ray и HD-DVD диски, которых нет. На тест мы взяли первый в России ноутбук с поддержкой Blu-Ray Sony VGN-AR21, но диски для записи в Москве найти не удалось. Но даже если бы удалось, проиграть могли бы только с этого самого ноутбука — проигрывателя Blu-Ray мы тоже не нашли. Так что наш фильм мы посмотрели прямо из программы видеомонтажа, подключив ноутбук через все тот же HDMI к телевизору.

Сам себе DVD-проигрыватель: Sony HDR-UX1

В плане удобства съемки про HDR-UX1 верно все сказанное выше. Правда, эта камера пишет сразу на 8-см DVD-диск, причем на двухслойный диск может вместиться до часа видео высокого разрешения! Позвольте, можете возразить вы, но ведь DVD не поддерживает высокое разрешение, для этого нужны либо Blu-Ray, либо HD-DVD диски. Дело в том, что HDR-UX1 пишет видео в новом формате AVCHD (см. ниже). По идее разработчиков к настоящему времени значительное количество продаваемых DVD-проигрывателей должны поддерживать этот формат, а существующие можно будет «проапгрейдить», переписав программное обеспечение. Где-то что-то не сложилось, и разыскать такие проигрыватели нам не удалось.

Посмотреть записанное видео можно только с самой камеры — благо, у нее есть полезный разъем HDMI. Кстати, HDR-SR1 также пишет в формате AVCHD, и с нее тоже можно смотреть видео через HDMI. Существует и проблема с программами видеомонтажа — никакая распространенная программа с AVCHD не работает. Набор простых инструментов для линейного монтажа встроен в саму камеру. Существует еще один неафишируемый недостаток всех камер (не только HDR-UX1), пишущих на DVD-диски. Запись на диск ведется непрерывно, и если камера в момент записи испытает сотрясение, диск может быть испорчен. Аналогично тому, как если бы при записи DVD-болванки на компьютере произошел скачок напряжения или параллельная задача забрала слишком много ресурсов. Мы же во время теста такого сбоя добиться не смогли, но все же проблема, говорят, есть.

Краткий итог

Что касается изображения — оно по сравнению с обычным видео вне конкуренции. Тем более что и телевизор, и видеопроектор у меня дома давно готовы к видео высокой четкости и, как мне кажется, с немым укором воспроизводят обычные DVD и телепрограммы. Вопрос, что покупать, тоже не стоит — безусловно HD-камеры, тем более что все они позволяют записывать видео в стандартном разрешении, которое понимает существующая техника. Каждая камера хороша по‑своему: HDR-SR1 полностью освобождает владельца от заботы о носителях, HDR-UX1 проста и надежна. Лично я купил бы себе пленочную HDR-HC3 — люблю возиться с видеомонтажем. Да и творческие возможности камеры — ручная экспозиция и фокус, видеоэффекты и затухания — позволяют в полной мере почувствовать себя режиссером. И все же с покупкой я не стану спешить, поскольку весной все та же Sony выпустит новую линейку HD-камер. Но о ней — через номер.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2007).