Рисовать умеет далеко не каждый. Самая большая проблема для художника-любителя — восприятие и правильная передача перспективы, расстояния между объектами и их размера. Для того чтобы раз и навсегда избавить живописцев от расчетов, английский ученый Уильям Хайд Волластон сконструировал в 1807 году камеру-люциду.

Схожую оптическую систему описал еще Иоганн Кеплер в 1611 году, но до Волластона никто не пытался ее ни построить, ни испытать. Для англичанина это была игрушка — среди его более значительных открытий было получение палладия, родия, чистой платины, открытие ультрафиолетового излучения и т.?д. А на досуге он построил прибор для рисования.

Расцвет люциды

Простейшая камера-люцида, конструкцию которой мы покажем ниже, представляет собой параллелепипед с размещенной внутри под углом 45 градусов стеклянной пластинкой. Художник смотрит на объект через отверстие, а стекло отражает его руку, карандаш и лист бумаги — изображения накладываются, и художник может просто обрисовать реальный объект по контуру. Минус простейшей конструкции заключается в том, что отраженная рука оказывается перевернутой, и нужно приспособиться к «обратной» координации движений.

Волластон, поработав с подобной системой, решил вместо простого стекла использовать четырехгранную призму, которая не просто отражает, а переворачивает картину. Решение Волластона позволяет художнику напрямую видеть не объект рисования, а лист бумаги — объект же накладывается на него как мнимое изображение. Интересно, что название «люцида» физик дал своему изобретению по аналогии с камерой-обскурой, известной с древних времен (obscura по латыни означает «темный», lucida — «светлый»).

Конструкция люциды несколько раз дорабатывалась другими учеными, камера превратилась в модный в художественной среде аксессуар. К середине XIX века прибор стал настолько популярен, что им начали пользоваться даже маститые живописцы старой школы. Большим поклонником устройства был знаменитый французский классицист Жан Огюст Доминик Энгр, ведущая фигура в академической живописи XIX века. Значительную долю своих неоклассических портретов он создал, используя камеру-люциду для соблюдения пропорций. Другим адептом этого прибора был английский астроном и физик Джон Гершель, сделавший с его помощью множество зарисовок живой природы и оставивший после себя целый ряд «люцида-альбомов».

Наконец, камера-люцида сыграла непосредственную роль в изобретении фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот, создатель негативно-позитивного процесса, свой первый негатив получил именно с помощью люциды — не обрисовывая пейзаж, а подложив в качестве бумаги светочувствительный материал. Процесс он называл «фотогеничным рисованием».

NeoLucida

Фото Как ни странно, в XXI веке камера-люцида не ушла в прошлое, а адаптировалась к современным технологиям. В 2013 году два чикагских профессора Пабло Гарсиа и Галан Левин собрали на проекте Kickstarter сумму для производства новой, современной камеры — легкой, компактной, недорогой и построенной на тех же принципах, что и система Волластона. Она представляет собой призму на гибком основании, которое укрепляется на столешнице; масса NeoLucida — всего 250 г, а по стоимости она будет примерно в восемь-десять раз дешевле классических люцид, сделанных в начале XX века, которые и по сей день можно приобрести на Amazon.

Изготовление простейшей камеры-люциды

Схема камеры Волластона

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2014).