Если бы мультфильм про Карлсона снимали сегодня, то у этого персонажа было бы четыре пропеллера и видеокамера во лбу. А если из этой конструкции убрать мужчину в полном расцвете сил, то получим радиоуправляемый квадрокоптер с камерой — один из самых популярных гаджетов года.
Как выбрать дрон для съёмки: тест-драйв «камер с пропеллерами»

Несколько лет явным лидером в сегменте летающих видеокамер была китайская компания DJI, основанная студентами факультета электронной инженерии Гонконгского университета науки и технологий. Начав с производства полетных контроллеров для беспилотных аппаратов сторонних производителей, компания быстро перешла к выпуску собственных беспилотников, сделав ставку на «летающие видеокамеры». В 2013 году она выпустила удачную бюджетную модель Phantom и стала законодателем мод в данном направлении — за прошедшие годы в небо поднялись сотни клонов этой модели. Недавно у DJI появился конкурент — китайская же компания Zero UAV с линейкой квадрокоптеров Xiro Xplorer. Интересно, что история Zero UAV удивительно похожа на историю DJI: тоже основана студентами, тоже начинала с выпуска полетных контроллеров для сторонних производителей, тоже имеет «взрослую» линейку профессиональных мультикоптеров и тоже запустила бюджетную линию. Так как Zero выступает в роли догоняющего, основной упор в своей линейке Xiro Xplorer она делает на дизайн, эргономику и удобство управления.

Фото

Для сравнения мы взяли квадрокоптеры условно третьего поколения — со стабилизированными видеокамерами Full HD, автопилотами и видеоканалом, позволяющим наблюдать результат съемки в режиме реального времени: DJI Phantom 3 Standart, Xiro Xplorer V и Blade Chroma. Последний квадрокоптер, выпускаемый в Китае старейшим американским холдингом в области RC-моделизма Horizon Hobby, был взят в качестве усредненного клона DJI Phantom. Вне зачета мы полетали на DJI Phantom 4 — представителе четвертого поколения квадрокоптеров с камерами сверхвысокого разрешения 4K, системами визуального слежения, следования за объектами и облета препятствий.

DJI Phantom 3

Когда мы несколько лет назад поднимали в воздух наш первый Phantom, он продержался в полете несколько секунд, завалился набок, наискосок пересек редакционную стоянку и закончил свою жизнь на лобовом стекле ничего не подозревающего автомобиля. За «штурвалом» третьего Phantom чувствуешь себя бывалым пилотом: квадрокоптер четко выполняет команды: вверх, вниз, вправо, влево, повороты, а если просто отпустить пульт управления, то Phantom 3 зависнет в воздухе как вкопанный, несмотря даже на сильный боковой ветер. За это нужно благодарить новый полетный контроллер, встроенный приемник GPS и точные гироскопы. Пульт управления считается эталонным, все под рукой: классические рычажки, кнопки включения питания и автоматического возвращения домой. Слева — колесо управления камерой, справа — регулирующее экспозицию. Впереди — держатель смартфона или планшета, на который выводится вся полетная информация, карты и изображение с камеры. Ничто не мешает летать в модном нынче режиме от первого лица FPV в видеоочках. Новый стандарт в системах подобного класса — функции Follow Me и Point of Interest. Первая заставит дрон повсюду следовать за GPS-приемником вашего смартфона или планшета, снимая вас, куда бы вы ни перемещались. Вторая позволяет задать неподвижный объект, на который будет постоянно направлена камера дрона вне зависимости от того, куда он летит.
DJI Phantom 3 Standard
DJI Phantom 3 Standard

Трехосевой подвес стабилизирует 12-мегапиксельную камеру не хуже танковых орудийных стабилизаторов. Идеальный рабочий и развлекательный инструмент. Даже интересно, что можно ему противопоставить.

Xiro Xplorer V

Xiro сразу привлекает внимание своим необычным дизайном, напоминающим боевые космические корабли инопланетян. И это неудивительно: на выставке в Японии он получил за дизайн самую престижную в Азиатско-Тихоокеанском регионе премию в области новых разработок — G-Mark. А сам квадрокоптер разбирается на базовые части, как автомат Калашникова: одно движение — и подвес с камерой отстегивается, а Xiro превращается в пилотажный дрон.

Рыбий глаз
Физику не обманешь — чем больше угол обзора объектива, тем заметнее эффект «рыбьего глаза». У Xiro он самый большой, но может регулироваться съемными линзами.

Пристегнув камеру с подвесом к опциональной рукоятке-гимболу, можно получить в свои руки устройство, о каком еще год назад профессиональные операторы могли только мечтать. Все новомодные функции на месте: и селфи 360, и преследование объекта по GPS и по визуальному образу, и полет по точкам на карте. В общем, Xiro и Phantom 3 — как близнецы-братья, правда, один белый, второй черный.

Фото
Дальность полета у всех дронов примерно одинакова — чуть больше полукилометра. Но так далеко мы не летали — управлять дронами этого поколения на таком расстоянии некомфортно, так как теряется визуальный контроль. Однако потеря сигнала для современных дронов не страшна — в этом случае они переходят на автономное управление, поднимаются на дополнительную высоту, чтобы не задеть, например, линии электропередач, и по данным навигационных систем возвращаются в точку старта, очень аккуратно приземляются и выключают моторы. Зрелище завораживающее.
 Пульт Xiro – один из самых удобных.
Отдельная кнопка отвечает за автовзлет и автопосадку, еще одна — за интеллектуальное удержание направления, что позволяет избегать наиболее распространенных ошибок пилотирования, зачастую приводящих к потере аппарата.

Horizon Blade CHROMA

После двух красавчиков Blade Chroma выглядит… чуть было не написал «как китайский квадрокоптер». Скажем так, несколько по‑бабайски. Слишком много ярких декоративных деталей. Но есть и важное отличие — для полетов вам не нужно подключать к пульту смартфон или планшет — в пульт встроено все необходимое, в том числе управление камерой и сенсорный 5,5-дюймовый видеодисплей, что и определяет несколько более высокую цену участника теста. Все функции те же, что и у двух первых квадрокоптеров, такое ощущение, что у них одинаковые «мозги», но на самом деле это не так.
Элементы конструкции Blade еще несколько лет назад были бы современными,
но сейчас выглядят тяжеловесными. Сказывается и система управления, работающая под ОС Android — загрузка аппарата после включения занимает довольно много времени.

DJI и Zero UAV используют полетные контроллеры собственного производства, а в Blade Chroma стоит контроллер от Yuneec. Собранный из комплектующих сторонних производителей, Blade и в тестах вызывает похожие чувства: вроде делает все то же самое, но без какого-то блеска, присущего двум предыдущим моделям. В него трудно влюбиться. Это необъяснимо, но факт — вернуться к Blade Chroma ни у кого желания не возникло.

Horizon Blade Chroma
Horizon Blade Chroma

DJI Phantom 4

Фото

На примере Phantom 4 можно увидеть, что нас ждет в видеодронах четвертого поколения. Аналогичные модели появились и у конкурентов, например Xiro Xplorer 2. Главное отличие — наличие на борту видеокамеры с разрешением 4K. Phantom 4 оборудован парой новых датчиков препятствий — сонаров, позволяющих точно определять препятствия и активно избегать их, что делает более безопасным управление на больших расстояниях. Модуль визуального позиционирования и сонаров высоты, расположенный под корпусом, также усовершенствован, максимальная высота его работы выросла в три раза, и он обеспечивает позиционирование на высоте до 10 м, что необходимо для стабильного полета в закрытых помещениях, где нет сигналов GPS/Glonass.

Камеры – гордость компании DJI.
Если на ранних моделях она оснащала свои аппараты камерами GoPro, то начиная с Phantom 3 ставит только собственные видеокамеры. Ну а в цифровых стабилизированных подвесах DJI — давно признанный лидер в мире.

Теперь достаточно просто обозначить объект на экране, и мощное компьютерное зрение, алгоритмы распознавания объектов в сочетании с машинным обучением запомнят его и не выпустят из вида. Дальность работы увеличилась до 5 км, а сам аппарат полностью переработан: появилась рама из магниевого сплава увеличенной жесткости и улучшилась аэродинамика, что снизило болтанку и повысило управляемость. Появились дополнительные полетные режимы, и одним нажатием можно выбрать, например, между спортивным или кинематографическим. В общем, нам нравится наше будущее.

Фото

Корректность работы видеосистемы и стабилизаторов мы проверяли по классической таблице настройки с высоты 10 м и боковом ветре около 5 м/с. Результаты можно посмотреть на нашем сайте. Краткий итог — разрешение, стабилизация и контрастность у всех участников примерно одинаковы, главные отличия в цветопередаче.

Благодарим компании «Братья Райт» и «Хобби Центр» за предоставленные на тест квадрокоптеры, а также «Фольксваген Групп Рус» за главную фотомодель нашей съемки — автомобиль Amarok Canyon.

Статья «Лучшие в мире камеры с моторчиком» опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2016).